Забилось «Музыкальное сердце театра»: что приготовил для зрителей главный театральный фестиваль в Екатеринбурге?
С 18 по 28 ноября в Екатеринбурге состоится национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра 2022». Мероприятие пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и Министерства культуры Свердловской области. Руководителем фестиваля выступит народный артист России, композитор Максим Дунаевский. «Музыкальное сердце театра» – одно из главных событий в сфере отечественного музыкального театра и пока что единственный в России театральный проект, который сосредотачивает свое внимание исключительно на музыкально-драматических спектаклях. Впрочем, здесь царит настоящее раздолье жанров: это и уже привычные рок-опера, мюзикл, оперетта, музыкальная комедия, и новые неожиданные форматы – такие, как саундрама, лайт-опера, сказка-мюзикл, краш-мюзикл и даже хоррор.
Не стоит забывать, что «Музыкальное сердце театра» – это еще и почетная театральная премия. Как и в предыдущие годы, жюри раздаст награды лучшим, по их мнению, драматургам, актерам, поэтам, продюсерам, музыкантам и многим другим. Экспертный совет выберет лучшую пьесу, текст песен, музыку, сценографию, лучшего режиссера, продюсера, лучших исполнителей главных и второстепенных ролей – всего 18 конкурсных номинаций. Также будут вручаться специальные премии – гранд-премия за выдающиеся творческие достижения, за партнерство и премия зрительских симпатий. На суд жюри и зрителей будут представлены 12 спектаклей из разных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Орла, Тюмени и др.
Накануне открытия фестиваля, 17 ноября, в московском отделении ТАСС состоялась пресс-конференция с участием продюсера фестиваля Дмитрия Калантарова, художественного руководителя Московского государственного театра Роста в Царицыно (бывший МОГТЮЗ), актрисы и певицы Нонны Гришаевой, также по видеосвязи присоединился генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов. Мероприятие проходило в формате телемоста: на связь с московским пресс-центром из Екатеринбурга вышли заместитель министра культуры Свердловской области Сергей Радченко, куратор лаборатории в рамках фестиваля, композитор Александр Пантыкин, директор Свердловской государственной детской филармонии Людмила Скосырская и художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров.
Гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов назвал «Музыкальное сердце театра» необходимым и общественно значимым фестивалем, подчеркнув, что это «первый и пока единственный театральный проект, проявляющий общую картину существования современного российского музыкального театра и его деятелей». По его словам, данный фестиваль играет важную роль в выявлении «молодых, талантливых артистов, музыкантов, исполнителей и проектов, направленных на их обучение». Действительно, помимо показов спектаклей гостей фестиваля ждет большое количество образовательных мероприятий – в программу включены мастер-классы, творческая лаборатория, круглые столы, на которых будут обсуждаться перспективы развития музыкального театра в России, и множество других интересных мероприятий.
Как подчеркивают организаторы, фестиваль ориентирован прежде всего на детскую и подростковую аудиторию – отсюда такое разнообразие форматов и упор на образовательную составляющую, воспитание юных актерских дарований. Эту сторону фестиваля особо отметила Нонна Гришаева, назвавшая музыкальный театр «самым сложным и самым прекрасным жанром».
«Поскольку я уже девять лет руковожу детским театром, могу на своем опыте сказать, что именно музыкальные спектакли для детского восприятия наиболее интересны. Мы сейчас, в век гаджетомании, очень боремся за детское внимание. И ребенку гораздо проще воспринимать именно музыкальные спектакли, потому что они помогают ему удержать внимание и не уткнуться в свой гаджет. Например, у нас есть спектакль «Ревизор», где многие гоголевские монологи переделаны в музыкальные номера, и именно поэтому ребенку не скучно, ребенку интересно», – сказала актриса.
Постановка театра Роста, которым руководит Гришаева, уже становилась лауреатом премии «Музыкальное сердце театра». В прошлом году спектакль «Питер Пэн» в постановке Алексея Франдетти получил сразу несколько премий: «Лучшая оркестровка (аранжировщик)», «Лучшая исполнительница роли второго плана» и «Лучший спектакль для детей и подростков».
В этом году программа фестиваля представлена тремя большими блоками: первый – фестиваль непосредственно номинированных спектаклей, второй – творческая лаборатория, мастер-классы и все, что касается образовательной части, и третий – церемония награждения, которая пройдет 28 ноября, рассказал продюсер фестиваля Дмитрий Калантаров. Он подчеркнул, что в этом году в списке номинантов как лицензионные постановки известных зарубежных произведений, так и большое количество спектаклей, которые поставлены по российскому материалу.
«В частности, спектакль «Великий Гэтсби» Новосибирского музыкального театра, рок-мюзикл «Рок» Кима Брейтбурга Музыкального театра Кузбасса и ряд других постановок, включая «Летучий корабль» Орловского театра «Свободное пространство». Помимо этого, с прошлого года у нас появилась вторая номинация за лучший спектакль – «Лучший спектакль для детей и подростков». Мы наполняем программу не только проектами и спектаклями, которые ориентированы на детей и подростков, но в том числе и теми, где играют сами юные актеры. Поэтому два спектакля Театральной студии Светланы Горшковой «Юная любовь в пяти театральных измерениях» и «Война глазами детей» будут также представлены в рамках фестиваля», – рассказал Калантаров.
Как отметил замминистра культуры Свердловской области Сергей Радченко, та поддержка, которая оказана фестивалю со стороны фонда культурных инициатив, и тот уровень внимания, которое он к себе притягивает, «подтверждает значение Свердловской области как одного из крупнейших театральных центров, географически расположенного на границе Европы и Азии» и традиционного, предлагающего большое театральное разнообразие для жителей и гостей региона.
«Уникальная особенность фестиваля «Музыкальное сердце театра» – в его злободневности, остроте и поиске новых смыслов, в его лабораторной составляющей. Помимо того, что писались драматические пьесы для музыкального театра, будет возможность работать молодым артистам и определять будущее музыкального театра нашей страны. И, конечно же, немаловажный факт – то, что мы знакомим жителей Уральского региона с культурой, с театральными традициями разных регионов Российской Федерации. Те театры, которые к нам приезжают, привозят свою самобытность и свое видение музыкального театра в нашей стране», – сказал чиновник.
Он особо выделил постановку Театр мюзикла Свердловской государственной детской филармонии, которая откроет фестиваль – «Сирано де Бержерак». Это современное и необычное переосмысление классической пьесы Эдмона Ростана о великом поэте, безответно влюбленном в красавицу Роксану. Создатели окрестили постановку «краш-мюзиклом» – от слова «краш», что на сленге означает того, кто очень сильно нравится. Такой язык близок и понятен прежде всего подросткам, и это, несомненно, притягивает молодежную аудиторию, за внимание которой сегодня так борются в театре.
«Воспитание ребенка в нынешний век должно начинаться с театра и музыкального театра, потому что это яркое, интересное и очень солнечное искусство. И потому что музыка сама по себе очень эмоциональна, это самое эмоциональное создание человеческого разума. А ребенок – это живая эмоция. У него нет большого жизненного опыта, но даже когда вы открываете рояль и начинаете играть в нижних регистрах, ребенок говорит: «О, это страшно!», а в высоком регистре – это весело. Его душа, его нервная система мгновенно отзываются. Поэтому, конечно, начинать знакомство ребенка с театром нужно только с музыкального театра, пусть меня простят коллеги из театра драматического. И посмотрите: сейчас все крупные драматические театры обязательно имеют в своем репертуаре не один и не два, а больше музыкальных спектаклей!» – отметил художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера Александр Федоров.
В заключение продюсер фестиваля Дмитрий Калантаров рассказал о перспективах выхода фестиваля на международный уровень.
«Мы на сегодняшний день, по сути, охватываем всех, кто профессионально занимается музыкальным театром. Поэтому, скорее всего, то, что мы будем развивать – это шаг в сторону налаживания международного сотрудничества. Поскольку традиционно есть страны, у которых есть интерес к российскому музыкальному театру. В первую очередь это страны Юго-Восточной Азии, арабские страны, Индия. Поэтому в следующем году мы, возможно, попробуем развить международную компоненту», – поделился с журналистами продюсер.
При этом он особо отметил, что есть все шансы развивать партнерство и со странами СНГ.
«Предпосылки для этого есть. И как минимум то, что на сегодняшний день на наше мероприятие, которое проходит в Екатеринбурге, аккредитовываются иностранные информационные службы, мы считаем, что это хороший показатель, который говорит о многом. И о перспективе развития этого направления», – сказал Калантаров в интервью MIR24.TV.
Он добавил, что, несмотря на появление большого количества новых жанров с приставками «краш», «хоррор» и так далее, традиционные академические жанры не остаются в стороне, а необычные форматы лишь помогают привлечь зрителя.
«На нашем фестивале мы не рассматриваем только оперу и балет. Опера и балет – это отдельный мир, просто у нас в стране абсолютно ошибочно (не знаю, с чего это пошло) это называется музыкальным театром. Опера и балет – это не музыкальный театр, это отдельный вид сценического искусства, – подчеркнул Калантаров. – А музыкальный театр – это как раз то, чем занимаемся мы. Это спектакль, где есть и пластика, и вокал, и драма, но при этом все это базируется на какой-то музыкальной основе, музыкальной драматургии. Название жанра можно придумать какое угодно. Например, у нас есть рэп-театр, который поставил замечательный спектакль, он тоже номинирован у нас – «Преступление и наказание». Поэтому с точки зрения маркетинговой подачи можно использовать любое словосочетание. Оно в свою очередь способствует продвижению и раскрытию понимания, о чем, собственно говоря, продукт. Поэтому спектаклей с приставкой «мюзикл», или «лайт» – их может возникнуть сколько угодно, но суть от этого не меняется. У нас, допустим, в прошлом году был спектакль, который мы продюсировали, – городской мюзикл «Маяковский». Это не значит, что это какой-то отдельный жанр – все равно это музыкальный спектакль». Одним из самых ожидаемых событий фестиваля продюсер назвал гала-концерт Максима Дунаевского, который состоится 27 ноября. Со сцены прозвучат самые известные произведения композитора в жанре мюзикл в сопровождении оркестра и звезд российского мюзикла. С полной афишей всех мероприятий можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля.