Куряне покорили «Театральную завалинку»
Работа любительского театра из КГУ оказалась лучшей, что, по признанию актёров, стало для них полной неожиданностью. Режиссёр «Гастиона» Ольга Богомазова рассказала, как живёт театр и чем удалось завоевать высокие оценки строгого жюри. Сценарий пишем сами – «Гастиону» уже 6 лет, большой срок для студенческого театра. Как вам удаётся держаться на плаву? – Студенческий театр – это постоянная смена коллектива. Выпускники уходят, приходят новые студенты. Последних всегда брать радостно, и в то же время приходится выполнять одни и те же задачи по подготовке артиста. Цель студенческого театра – это не продуманный репетуар и успех у зрителя, а творческое развитие студентов. Ты считаешь себя не режиссёром, который может открыть супертеатр, а человеком с земной целью. Приходит студент, пусть даже несколько зажатый, с плохой дикцией, и мы помогаем ему раскрыть себя. – Кто охотнее идёт в театр? Гуманитарии или технари? – Приходят все. Гуманитариям проще на первых индивидуальных занятиях. Ребята технических специальностей, даже читающие, чаще всего стесняются сразу показать себя. Но в работе все равны. Я разрешаю заниматься у нас ребятам и из других вузов – ЮЗГУ, КГМУ. Главное, чтобы они не прогуливали учёбу. У нас есть даже выпускники, которые уже устроились на работу, но продолжают заниматься с нами. Сейчас в труппе 70 человек, половина из них первокурсники. – Как происходит выбор постановки? – Поначалу это были художественные авторские сценарии, пьесы-биографии. Например, «Дней Катыбр» о творческом пути Даниила Хармса. Этот спектакль мы недавно восстановили. Делали постановки о Сергее Довлатове, о Стеньке Разине со стихами Цветаевой и Пушкина. Эти сценарии я поначалу составляла сама. Тогда ребята не имели большого опыта, и полноценную пьесу они бы просто не потянули. Писала роли под них. Даже если есть главная роль, я всегда пишу роли массовки. «Записки сумасшедшего» – это моноспектакль, по сути, на сцене должен быть один артист, но не у нас. – Нет ли драк за главные роли? – Всё по-честному. Я сразу говорю ребятам, что в коллективе нет любимчиков и недостойных ребят. Есть шкала труда. Если студент не пропускает репетиции, ходит на занятия и от него идёт отклик – значит, к нему придёт главная роль. Допустим, фестиваль через неделю, нужно готовиться. У одного работа, у другого сессия, третий болел месяц. Да, причины уважительные, но зритель не должен страдать, он должен видеть качество. А бывает и так, что человек очень способный, но я ещё не нашла для него роль, где бы он блистал. Хочется, чтобы человек попадал в эту роль и любил её. – Почему вход для зрителей на ваши спектакли бесплатный? – В этом году мы решились на пожертвования. Вход для всех бесплатный, но если вы нас поддержите – мы вам будем благодарны. Театр – это затратно. Декорации, костюмы и даже полиграфия. Зритель, когда приходит, он хочет получить программку. Но на них тоже нужны средства. Конечно, университет поддерживает. Коллектив растёт, и потребности возрастают. Да и хочется некоторой самостоятельности. Показали жизнь человека без Бога – Какие у вас впечатления от фестиваля «Театральная завалинка»? – Мы впервые сталкиваемся с таким фестивалем – это что-то невероятное. Плотная обучающая программа с курсами, после окончания которых ребята получили сертификаты по различным дисциплинам театрального искусства. С ребятами занимались педагоги актёрского и режиссёрского мастерства из Щукинского и Щепкинского училищ. У фестиваля очень серьёзное жюри во главе с режиссёром Большого театра. Когда мы подавали заявку – видео спектакля «Записки сумасшедшего», я говорила ребятам, что ещё 150 коллективов также пытаются стать одними из семнадцати участников фестиваля. На результат там мы не рассчитывали. Для меня было важно, чтобы студенты прошли эту школу и познакомились с другими коллективами. – Почему выбор пал на «Записки сумасшедшего»? – Спектакль восстановлен и отрепетирован, в нём участвуют многие ребята, даже если бы кто-то не смог поехать – можно было сделать замену. Плюс ко всему – спектакль без декораций, мебель изображают сами студенты, нужен только костюм. Тема фестиваля – «Русская словесность», автором произведения должен быть русский автор. Но чтобы понять «Записки сумасшедшего», нужно понимать Гоголя. Это самый церковный писатель из всей русской классической литературы. Его пытались сделать мистиком, но все его произведения на духовную тему. «Записки сумасшедшего» – это жизнь человека без Бога, который сходит с ума, его пожирают страсти, он зациклен на проблемах земной жизни. Произведение, с одной стороны, мрачное, но с другой – полезное обществу. – А что сказали члены жюри о вашей постановке? – Заведующая кабинетом любительских театров Алла Зорина отметила, что за свою жизнь она видела много постановок «Записок сумасшедшего», но постановка курян единственная, которая отражает смысл, заложенный автором. После этих слов я поняла, что я, как режиссёр, делаю всё правильно. – В следующем году вы можете приехать на фестиваль без отбора. Какие планы? – Возможно, привезём «Дней Катыбр» о творческом пути Даниила Хармса. Это наш дебютный спектакль, который мы очень любим. Всё происходящее на сцене – это «Дней Катыбр». А что это для поэта – каждый зритель решает сам для себя. «Гастион» ждёт в гости: 25 ноября в 19:00 в ОБУ «Областной Дворец молодёжи» (ул. Белгородская, 14б) покажут зрителю «Дней катыбр». Продолжительность спектакля – 1 час. Вход свободный. Ирина СИДОРЕНКО