Площадной театр, театр теней и куклы. Чем удивит "ЦСД-Омск"
В конце ноября состоится премьера спектакля "Эмиль Большая голова". В Омске прошёл "Культурный завтрак", организованный "Омской правдой". Темой встречи на этот раз стала премьера омского Центра современной драматургии - спектакль "Эмиль Большая голова" (12+). Это скорее не сказка, а добрая история, рассказанная на площади для детей и взрослых. Автор пьесы - Светлана Баженова, режиссёр-постановщик - Михаил Комарицких. Согласно сюжету, в некой стране, во времена вымышленного средневековья, в альтернативной реальности живёт Эмиль, у которого большая голова. Он очень умный, поэтому и голова такая. Её приходится стягивать кожаными ремнями и металлическими обручами, чтобы он меньше думал. Эмиль живёт взаперти, а поселил его там некий злодей, который служит королеве. В этой стране существуют адские пляски для уродов, они пляшут на площади, пока не испустят дух, а последний выживший становится придворным уродцем. Ему присваивают чин и осыпают золотом... Пьеса полна гротеска, но вместе с тем в ней есть глубокий смысл - это сказка о том, что по обложке не судят. Также там много параллельных мыслей, например, о взаимоотношении отцов и детей, а также о дружбе. - Почему у нас площадной стиль? Мы же к такому не привыкли. Нам сейчас ближе яркие шоу, когда воздушные шарики бросают в зал, пускают мыльные пузыри. Мы постарались направить внимание на актёра, на его игру. Сам спектакль тоже нужно судить не по обложке, как и пьесу. Несмотря на то, что она про уродов, она очень добрая , - пояснил Михаил Комарицких. Михаил Комарицких и Ирина Петрищева В спектакле задействовано всего четыре актёра, они меняют костюмы, не уходя со сцены, и тем самым перевоплощаются в разных героев. У каждого из них несколько ролей. Все они - гвардейцы и люди на площади. Роль Эмиля исполняет актёр "Арлекина" Алексей Горбунов. По стилистике спектакль ближе всего к площадному театру, но вместе с тем это ещё и камерный театр теней, более того, будут даже куклы. - Такое количество ролей - это очень энергозатратно для артистов, - рассказала актриса Анна Курочкина. - Но это принцип площадного театра. Движения гипертрофированы, они должны быть понятны зрителю, всё должно быть ярко и насыщенно. Здесь очень много общения с людьми в зале. Плюс ты должен "ловить" каждого партнёра на сцене и быть включённым в этот спектакль постоянно, даже если сцена не твоя. Анна Курочкина Площадной театр имеет ещё одну особенность - спектакль каждый раз играется по-новому. - Есть возможность импровизировать, - говорит актриса Ирина Петрищева. - Возможность тут же, сиюминутно, взаимодействуя с партнёрами, каждый раз находить какие-то новые краски, оценки, ниточки, которые нас связывают с героями. Ранее Светлана Баженова уже ставила "Эмиль Большая голова" в омском "ТОП-театре", а Михаил Комарицких ставил эту пьесу в Череповце, и роли всех героев исполняли четверо мужчин. Пьеса, которую готовит "ЦСД-Омск", более сентиментальная. Главных героев исполняют два актёра и две актрисы. Режиссёр не раскрывает всех секртов, но говорит о том, что именно благодаря сентиментальности встреча Эмиля в исполнении Алексея Горбунова и принцессы Розали в исполнении Ирины Петрищевой теоретически может иметь романтический подтекст. Михаил Комарицких вспомнил слова Светланы Баженовой о том, что любая пьеса - это полуфабрикат, который нужно приготовить, и каждый раз её готовят по-разному. - Мы делали всё это с любовью. Знаете, есть стихотворение Леонида Филатова "О, не лети так, жизнь, мне важен и пустяк". Наша жизнь сейчас летит с бешеной скоростью. Я приехал сюда ненадолго, если посмотреть в масштабах жизни. Мы с ребятами только на секунду столкнулись и разлетимся. И хотелось бы, чтобы эта секунда у нас была осмысленная, поэтому мы стараемся друг в друга как можно глубже заглянуть, друг друга лучше узнать. И я очень надеюсь, что спектакль по-настоящему родится, - отметил Михаил Комарицких. Премьера спектакля состоится 23 и 25 ноября на сцене "ЦСД-Омск". Фото: Евгений Кармаев