"Научить писать стихотворения нельзя". Тарский поэт Константин Атюрьевский
Сегодня в проекте #встречисавтором юрист и поэт Константин Атюрьевский . Он живёт и творит в Таре, является членом литературного клуба "Вечера на Александровской" и руководит литературным объединением "Феникс". В интервью "Омск Здесь" он рассказал, что ему ближе, поэзия или юриспруденция, чему в поэзии можно научить, и поделился тем, что такое, по его мнению, хорошие стихи. - Расскажите, как и через кого в вашу жизнь пришла поэзия? - Думаю, поэзия пришла вместе с жизнью, прорастала из зёрнышка лет до 10-12, а потом стала набирать силы, расти. Через кого? Трудно сказать. Отец писал немного, сестра пишет. Может, гены. Может, дар Божий. Может, мозг так устроен. Я писал: "Душа поэта мне досталась, Неимоверная душа..." Были люди, которые вдохновляли и которые направляли. Большое значение на раннем этапе моего поэтического становления сыграли поэтический клуб "Вечера на Александровской" в г. Таре и его участники, в частности Александр Сафронов, Татьяна Мальгавко, Анатолий Аскаленко. В настоящее время значительно для поэтического роста общение с поэтами Александром Тихоновым, Ириной Шевелёвой, Ольгой Домрачевой, Любовью Новгородцевой, Анастасией Порошиной... Ну и читал всегда много. И читаю. Нужно читать хорошие книги - не пустые, а те, что наполняют тебя, дают тебе что-то, повод поразмышлять, вернуться и перечитать, осмыслить, взять что-то, стать лучше. Хорошие стихи те, что остаются с тобой навсегда, зацепляют, которые хочется перечитывать и каждый раз в них открываешь что-то новое. Люблю перечитывать стихи Бориса Рыжего, Иосифа Бродского, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Георгия Иванова, Иннокентия Анненского... Хороши многие стихи современников: Нины Ягодинцевой, Валерия Котеленеца, Юрия Перминова, Олега Клишина, Джеммы Кордзахии, Вероники Шелленберг, Александра Тихонова, Ольги Домрачевой, Сергея и Ивана Денисенко. - Вы учились на юриста и на филолога. Что вам ближе? - Учился, но ближе всего мне стихи, ими я живу, они наполняют смыслом и красками мою жизнь. Филология, наверное, расширила мой кругозор, в том числе литературный и поэтический, она до сих пор поднимает меня ввысь, откуда, как орел, можешь увидеть многое, что не видно с земли. Юриспруденция столкнула меня с жёстким, порой жестоким, реальным миром лицом к лицу, и постоянно спускает на землю, а иногда и под. Даёт мне средства к существованию. - В каких состояниях вы пишете? - Существует особое состояние, которое наступает внезапно - в любой миг: приходит строчка, две, иногда больше, крутятся на языке, в голове, как бы прожигают. Их обязательно надо записать, а не то они испарятся, и останется пустота и чувство, что обладал чем-то ценным, а теперь потерял и жалеешь об этом. Когда записываешь, стихотворение идёт дальше, будто разматываешь волшебный клубок за нить-строчку. Вдохновение, озарение, песни Музы, любовь. Что-то такое, необъяснимое и неизъяснимое точно есть! - У вас бывают творческие кризисы? Как вы их преодолеваете? - Кризисы бывают. Как я отвечаю друзьям на вопрос: "Как ты?" - "Не пишется". Тогда плохо. Болеешь. Хандришь. Своеобразная ломка что ли. Но, благо, это не длится долго последние годы. Было и такое, что не писал несколько месяцев подряд. - Что главное вы хотите донести через ваше творчество? - Главное - писать для себя, чтобы это тебе самому нравилось, чтобы ты мог выразить то, что хочешь, а по написании стихотворения сравнить идею, замысел с тем, что получилось, и в зависимости от результата порадоваться или опечалиться. Не главное, но тоже имеет большое значение, - показать свой внутренний мир, свой путь, свои идеи, мысли, чувства, вдохновения, восторги, грусть, боль, печаль другим людям. Своё понимание, мировоззрение, отношение. Создать что-то прекрасное и подарить человечеству. Принести "огонь Прометея" в сердца. Приобщить человека к искусству и поэзии через стихи, что действительно получается делать: люди подтверждали это. - У вас есть такие строчки: "Это случается, не со всяким В возрасте разном у всех по-разному, Вдруг в голове прорастает знаками Что-то неимоверное ясное". С вами это случилось? Что "проросло" у вас в голове? - Это написано о том, когда ломается старое мировоззрение и созревает новое, более совершенное, когда сегодня человек растёт над самим собой вчерашним. Ну а стихи у меня постоянно "прорастают", реже - проза. - Вы руководитель литературного объединения "Феникс". Чем вы занимаетесь на этом поприще? - Пытаюсь найти пишущих детей и помочь им развить свои способности. Научить азам стихосложения, показать что-то на примерах хороших стихов, исправить технику, возможно, подсказать что-то, научить хотя бы нетривиально мыслить, рассуждать, рифмовать. Заинтересовать литературой, искусством, поэзией. - Как вы считаете, нужно ли учиться писать стихи или это врождённый дар? - Это, скорее всего, дар, необязательно врождённый, так как может проявиться хоть когда, в любом возрасте, примеров тому масса. Это талант, способности, наличие определённых полей и подполей головного мозга. Наверное, для этого всё-таки должна у человека быть душа поэта! Научить можно технической стороне стихосложения (кстати, это тоже серьёзная часть поэзии), рифмовать, даже писать стишки какие-то, понимать стихи. Научить писать стихотворения нельзя. Можно показать, как лучше выстроить стихотворение, подсказать слово более точное, построение стиха, строки, логику стихотворения. Но последнее слово всегда за автором. Ему нужно работать над совершенствованием каждого своего стихотворения, трезво оценивать критику, что-то из неё брать, что-то нет, как говорят в поэтических кругах: нужно вырастить внутреннего редактора. Но это долгий и тяжёлый путь. И не каждому поэту это дано. - Что сейчас происходит с литературой? - Литературу хотят форматировать, задавая ей какие-то границы, уменьшая её свободу. Это неправильно, литература должна быть свободной. Художник не должен зависеть ни от какой идеологии, а сейчас ему очень много навязывается. - Что главное в творчестве? - Индивидуальность, уникальность, самоотдача, совершенствование и трезвая, честная оценка произведения искусства. Фото предоставлено героем публикации