Юбиляр неплохо сохранился
Дома – как люди: рождаются, постепенно вырастают, живут и умирают, обычно надолго переживая своих «родителей». Здание, о котором пойдёт речь, уже в солидном возрасте, но ещё полно сил, выглядит красиво, вовсю работает и в то же время является символом истории Курска. В его судьбе отражены и наши судьбы, и жизненные пути наших современников. Сегодня постараемся как можно подробнее вспомнить, когда и как в центре Курска появился Дом Советов. Когда это было Печатная версия календаря знаменательных и памятных дат на 2022 год «Край наш Курский» сообщает, что «7 ноября исполняется 80 лет со дня сдачи в эксплуатацию (1947 г.) здания Дома Советов». Видимо, тут вкралась некая ошибка, хотя календарь и ссылается на издание «Курской области – 75». Простая арифметическая операция показывает, что в этом году Дому Советов исполняется не 80 лет, а всего 75. Пришлось проверить в электронном варианте «Календаря». Там всё верно – 75 лет. Это хоть и не совсем «круглая» цифра, но, согласитесь, дата тоже вполне юбилейного формата. Здание действительно было сдано 7 ноября 1947 года, к тридцатой годовщине Великой Октябрьской революции. Была такая традиция в советские времена: рапортовать к праздничным датам о новых достижениях, о новых объектах. Традиция сама по себе неплохая, да только вот со временем выродилась она в СССР в формальность, и работа всеми способами ускорялась, чтобы успеть. Вот и в данном случае планировалось ввести Дом Советов в эксплуатацию к 1 июля 1944 года (работы начали после освобождения Курска). Но в военное время, естественно, строительных материалов катастрофически не хватало, поэтому стройка затянулась ещё на три года, но зато уложились аккурат к праздничной юбилейной революционной дате. Что интересно, строительство здания начиналось ещё в 1939 году, но завершить работы не удалось из-за начала Великой Отечественной войны. Известный курский краевед Владимир Степанов в одной из своих работ отмечал, что «нельзя не удивиться, как мудро курский архитектор Алексей Григорьевич Шуклин выбрал для здания место. Монументальное здание формирует одновременно главную историческую площадь города – Красную и в то же время, находясь на стыке центральных и оживлённых улиц Ленина и Дзержинского, связывает их прекрасной площадью, парадно возвышаясь большим и красочным объёмом». По велению императрицы Центральная площадь Курска обязана своим появлением Екатерине II, которая утвердила в 1782 году первый градостроительный план города. До этого здесь были разнообразные постройки, но в 1781 году пожар всё уничтожил. Тогда и решено было на месте пустыря устроить Красную площадь. Красная площадь с тех пор чего только не видела: и крестные ходы, и митинги рабочих, и вылазки черносотенцев. Здесь у репродукторов куряне слушали сообщение о начале Великой Отечественной войны, здесь же встречали и Победу. Сама Екатерина II побывала в Курске проездом летом 1789 года по пути из Крыма. Тогда она и смогла проинспектировать, как воплощаются её градостроительные планы. Осталась довольна, и куряне того времени вспоминали, что императрица долго любовалась с Красной площади Закурной слободой города (часть поселения за рекой Кур). В те времена на месте парка имени 1 Мая был расположен оборонительный ров, окружавший остатки старой крепости. Остатки крепостных сооружений снесли, ров засыпали. Здесь же был устроен плац, а неподалёку стоял двухэтажный дом генерал-губернатора. Дом был окружён садом. В XIX веке со стороны современного Главпочтамта на народные деньги была построена часовня в память об убитом народовольцами императоре Александре II. Но она не уцелела в безбожные первые послереволюционные годы. Кстати, вплоть до 1918 года южная часть Красной площади называлась Знаменской, здесь проходила Знаменская ярмарка и устраивались военные парады местного гарнизона. Это будет лучшее здание Но, как писал поэт, «пришли иные времена, взошли иные имена». Придать новый облик Красной площади, построив новую величественную «доминанту» в виде Дома Советов, было суждено двум людям, которые являлись плотью от плоти своей советской эпохи: Алексею Григорьевичу Шуклину (1908 – 1977 гг.) и Софье Дмитриевне Алмазовой (1911 – 1990 гг.). Претендующая на всезнайство «Википедия» называет Шуклина архитектором курского Дома Советов, а Алмазову – автором проекта. Но это не совсем так. Софья Дмитриевна в 1939 году работала на стройке в качестве старшего мастера-производителя работ. Итак, летом 1939 года в Курске строители приступили к возведению здания Дома Советов. Уже упомянутый нами краевед Владимир Степанов, основательно изучивший те годы, пишет: «Вечером 11 июля того года на строительной площадке здания была особая атмосфера. Сюда пришло более двухсот комсомольцев, чтобы помочь рабочим поскорее построить здание. Среди молодёжи, сгрудившейся на сосновых досках у котлована, находился автор архитектурного проекта здания архитектор А.Г. Шуклин. Ребята расспрашивали его о будущем здании. Архитектор обстоятельно рассказывал: «Это будет одно из лучших зданий в Курске. Оно украсит Красную площадь. Фасад, выходящий на площадь, будет иметь пять этажей, а с улицы Максима Горького – шесть. В Доме Советов должны расположиться обком ВКП(б), облисполком, обком комсомола…» Когда в котловане развернулась активная работа комсомольцев, в нём стало даже тесно. За несколько часов они вырыли около четырёхсот кубических метров земли». После фундамента строители приступили к укладке стен Дома Советов. По проекту первый этаж здания должен был быть отделан полированным гранитом, а четыре верхних этажа – бетонными плитками под натуральный вид камня светлого тона. Здание должен был украсить герб республики, а по его сторонам должны были быть установлены пятиметровые скульптуры рабочего и работницы. К началу Великой Отечественной войны здание было близко к завершению, но, увы: во время оккупации Курска фашистами оно было сожжено. И прежде чем вернуться к послевоенным временам, к восстановлению Дома Советов, стоит, наверное, вспомнить о тех, кто является «родителями» прекрасного здания. И здесь надо отметить, что если о Шуклине у нас вспоминают, то вот об Алмазовой не приходилось встречать публикаций в курских СМИ (а она более чем достойна того). Они строили города Алексей Григорьевич Шуклин был родом из очень известной курской семьи. Ещё бы, его дед был иконописцем, а отец, мастер-живописец, владел тремя иконописными мастерскими. Именно Григорий Шуклин, когда в революционное лихолетье пропала икона Курской Коренной Божией Матери «Знамение», подтвердил подлинность найденной позже святыни. Дело в том, что после известной попытки Уфимцева взорвать икону как раз Шуклин-старший делал с неё список-копию и, значит, видел без оклада. Биографы также подчёркивают, что «известным в стране скульптором был дядя Иван Андрианович Шуклин, оставил след в изобразительном искусстве и брат Василий Григорьевич – художник-педагог, график, скульптор, мастер экслибриса». Такая вот курская семья. Алексей же уехал в 1929 году в Ленинград, поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств. Но после третьего курса Шуклин перевёлся на архитектурный факультет. Затем вернулся в Курск. Учёбу не забросил, оформил академический отпуск. Поступил в «Облпроект» исполняющим обязанности архитектора-проектировщика. Параллельно работал над дипломным проектом, который успешно защитил в Московском архитектурном институте по специальности «архитектура жилых и общественных зданий». Что любопытно, первой в дипломе стоит подпись председателя дипломной комиссии академика Щусева, архитектора культового (во всех смыслах) памятника – Мавзолея Ленина. В Курске Алексей Шуклин сумел осуществить немало проектов: стадион «Трудовые резервы», спорткомплекс «Динамо», современный облик кинотеатра имени Щепкина, перестройка тюрьмы в мединститут, восстановление драмтеатра, проект ресторана «Сейм», курской ВДНХ. Он работал в 60-е годы прошлого века и преподавателем на художественно-графическом факультете Курского педагогического института. И тут появляется ещё одна очень важная деталь: именно здесь Шуклин увидел в молодом Вячеславе Клыкове перспективного скульптора и написал письмо ректору академии художеств, чтобы там присмотрелись к курскому таланту. Ближайшая помощница Шуклина по строительству Дома Советов Софья Дмитриевна Алмазова, в отличие от архитектора, курянкой не являлась, что, может быть, и стало невольным фактом некоторого её забвения в нашей области. Она родилась в городе Кашине Тверской губернии. Трудиться начала в 13 лет машинисткой в милиции после четырёх классов начальной школы. Потом переехала в Ростов-на-Дону и поступила подсобной рабочей на стройку. Затем был строительный техникум. Что примечательно, её первый объект в качестве мастера – это строительство именно Дома Советов в Ростове-на-Дону. А уже в середине 1930-х годов Софья Дмитриевна трудилась на курских стройках, возводила школы и дома. А потом подошла очередь и строительства здания курского Дома Советов, где Алмазова работала в качестве старшего мастера. После войны она активно участвовала в восстановлении Севастополя: руководила работами по восстановлению здания исполкома местного горсовета, вела строительство кинотеатра «Победа», гостиницы «Севастополь», драмтеатра. В Севастополе Софью Дмитриевну помнят и любят, как, наверное, у нас Шуклина. При этом подчёркивают, что здания из вышеприведённого списка, восстановленные и построенные под её руководством, являются визитной карточкой Севастополя. А в 1945 – 1947 годах Софья Дмитриевна приняла участие в восстановлении здания курского Дома Советов. Третья премия Удалось найти упоминание, что в годы Великой Отечественной войны Алмазова в Курске занималась реконструкцией жилья под госпитали. А вот о жизни Шуклина в это время ничего не известно, кроме разве того факта, что НКВД после войны проводило проверку, но ничего предосудительного за архитектором не нашли. Тем не менее пребывание во время войны на оккупированной территории даром мало кому обходилось, тем более заметным, статусным людям. В первые послевоенные годы Алексей Шуклин продолжил работать над совершенствованием архитектурного проекта Дома Советов. Само здание было восстановлено и 7 ноября 1947 года сдано в эксплуатацию. В том же году автору проекта Алексею Шуклину и производителю работ Софье Алмазовой была присуждена третья республиканская премия за возведение знаменитого здания Курска. Тогда в конкурсе участвовали свыше пятисот архитекторов из 156 городов РСФСР. Автор проекта замечательного Дома Советов мог быть удостоен и более высокой государственной премии, но… Был под оккупантами… И всё же даже республиканская премия говорит сама за себя. Проект курского Дома Советов оказался очень удачным и чуть было не стал типовым. По крайней мере, Дом Советов в Красноярске построен по проекту нашего курского архитектора Шуклина, хотя определённые изменения были внесены, и они заметны. Посмотрите на фото и, как принято говорить, найдите отличия. С момента ввода в строй курского Дома Советов его облик стал олицетворять Курск. На тот момент здание стало главной достопримечательностью города. Лучший памятник Ленину Дом Советов и памятник Ленину – единая композиция. Между прочим, наш памятник вождю пролетариата считается одной из лучших в России скульптур вождя революции. Мы все привыкли к Ленину на нашей главной площади, без него она уже непредставима. Такое впечатление, что вождь стоял там всегда. И точно – идея поставить памятник появилась у курян сразу после смерти Владимира Ильича. Ленин умер 21 января 1924 года. А уже 25 января «Курская правда» опубликовала обращение губкома, губисполкома и губсовпрофа (переводя на современный язык – это партия, исполнительная власть и профсоюзы) «Ко всему населению Курской губернии!». В нём говорилось: «Желая запечатлеть в памяти всего населения образ любимейшего из любимых, великого вождя трудящихся Владимира Ильича Ленина, многолюдное общегородское собрание граждан Курска, состоявшееся 23 января сего года в Рабочем Дворце (так называли Дом офицеров), постановило воздвигнуть Владимиру Ильичу памятник на Красной площади в городе Курске и в месячный срок построить самолёт «Ильич» от лица Курской губернии. Величие и обаяние памятника, который воздвигает население Курской губернии на Красной площади, должны соответствовать величию и обаянию могучей фигуры угасшего вождя». На памятник вождю мирового пролетариата собирали пожертвования жители Курска. В итоге памятник был открыт 1 сентября 1933 года, его автором стал Пётр Петрович Яцыно (ударение на «ы»). Это очень известный в советское время скульптор, причём потомственный. Родился он в Могилёве, жил в Курске, потом в Москве. К сожалению (хотя чего ещё стоило ожидать), его памятник Ленину в Курске был разрушен в 1943 году. После Отечественной войны над новым памятником Ленину для Курска работал народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР скульптор Матвей Манизер (ударение на «а»). Статуя была отлита на ленинградском заводе «Монументскульптура». Летом 1956 года примерно на том самом месте, где Ленин уже стоял до войны, были развёрнуты строительные работы: готовился котлован, гранильщики подгоняли гранитные блоки, воздвигался постамент для скульптуры. Авторы постамента – архитекторы Александр Великанов и Игорь Рожин. Планировку и благоустройство сквера вокруг памятника осуществил архитектор Сергей Фёдоров. Владимир Степанов так описывал событие: «Матвей Генрихович Манизер стоял на Красной площади и руководил последней операцией по установке бронзовой фигуры вождя. Скульптор сделал свой одобрительный знак машинисту крана, и фигура навечно застыла на высоком тёмно-красном гранитном постаменте». Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников