От паркета Дома актера до балетного пола театра имени Мусы Джалиля
Пять лет фестивалю Олега Ивенко #StagePlatforma
Пятый фестиваль современной хореографии #StagePlatforma окончательно оформился: стабильный список гостей, внимание к подрастающему поколению, минимум казанских гостей, пришедших не из мира классического балета. Contemporary dance в Казани развивается так, словно в мире бюрократии, когда за один и тот же процесс отвечают несколько учреждений, не взаимодействующих друг с другом.
В театр рано, начнем с Дома актера
#StagePlatforma началась в 2018 году с нескольких мероприятий в Доме актера. Тогда инициатора проекта Олега Ивенко спрашивали, насколько безопасно танцевать профессионалам на паркете. С ним на фестивале появились коллеги по театру оперы и балета — Алессандро Каггеджи, Коя Окава, Мидори Тэрада, Антон Полодюк. Тогда же к проекту присоединились танцовщица фламенко Анна Федорова и приверженцы свободного стиля Марсель и Мария Нуриевы, с тех пор традиционно представляющие казанскую часть фестиваля от лица небалетных танцоров. Также мастер-классы проходили в студии самого Ивенко BalletRoom. Первый фестиваль — это всегда проба: к примеру, здесь, помимо танцев, учили актерскому мастерству и художественной фотографии.
Эксперименты продолжились летом, когда фестиваль прошел в парке "Черное озеро", на набережной Кабана и в Кремле у мечети "Кул Шариф", с уроками по contemporary, балетной растяжке и йоге.
На третьем фестивале 2019 года в его расписании появился родной для Ивенко и многих участников ТАГТОиБ им. М. Джалиля, где проходили репетиции и гала-концерт. Появился с поддержкой Министерства культуры небольшой бюджет.
Из-за пандемии четвертый фестиваль, с театром как основной точкой, прошел в ноябре 2021 года, с неполной рассадкой, но устаканившимся составом. Один из концертов программно назвался Ivenko& Friends, "Ивенко и друзья" и показывал, как танцуют профессионалы балета — редко встречающуюся классику, типа адажио из "Шурале" и па-де-де из "Эсмеральды" и "современку".
А на другой день танцевали гости, с образованием и экспериментами. В их числе — Александр Могилев, победитель шоу "Танцуй" и один из хореографов проекта "Танцы на ТНТ", выпускник хореографического факультета Карельского училища культуры и искусств, Московского государственного университета культуры и искусств и Европейской консерватории балета. Также — Владимир Варнава, в прошлом — артист балета в Музыкальном театре Республики Карелия, переехавший в Петербург и с тех пор работающий и с Мариинкой, и с Русским инженерным театром "АХЕ". Cолист Театра балета Бориса Эйфмана Олег Габышев.
Тогда Алессандро Каггеджи заметил, что "пока в Казани не так много проектов, которые продвигают современную хореографию. Дело в том, что у нас нет школы и хорошей труппы, которая бы непосредственно занималась современной пластикой".
При этом в рамках фестиваля был организован региональный конкурс хореографов, на сцене оперного-балетного выступила его победительница Айгуль Бузаева с номером по биографии Эдит Пиаф. Возможно, вы видели ее в шоу "Танцы". В этом году ее в программе не было.
Лучшее — детям
В 2022 году фестиваль реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. И главное новшество — что в его рамках был организован региональный детско-юношеский конкурс исполнителей современной хореографии, в группах 7—12 и 13—6 лет. А потому в ноябрьские праздники на театральной площадке MOÑ оказалось очень много подростков на мастер-классах Александра Могилева, Владимира Варнавы, Олега Габышева, Алессандро Каггеджи, Марселя и Марии Нуриевых, Нурбека Батуллы, самого Ивенко.
Так что, с одной стороны, фестиваль растет. Но он остается детищем Ивенко, который стал еще более занятым: в этом году он даже показал на #StagePlatforma спектакль "Личности Миллигана" на музыку Эльмира Низамова с хореографией Олега Габышева. Постановка внезапно заинтересовала казанских родителей, которые, прочитав в Сети о том, кем был Миллиган, но не посмотрев саму премьеру, забросали Минкульт письмами с требованием ее запретить. В результат спектакль с возрастным ограничением 18+ прошел под гром оваций, а тема его оказалась созвучна беспокойствам протестующих: она о том, как одного мальчика не любили родители, в результате в голове у него начался кавардак, и он направил всю свою жесткость на отца.
Гала-концерт с 12 премьерами пестрел отметками "премьера" и "премьера в Казани". Нельзя не заметить, однако, что за 5 лет в его прекрасной программе количество местных артистов не из балета не увеличилось.
"Я считаю, хвастаться особо нечем, у нас еще нет ни своего театра современного танца, ни школы, чтобы можно было говорить о полноценном развитии, но все же мы движемся в правильном направлении", — указывал "Реальному времени" Ивенко.
Хвастаться особо нечем
Интересно, что при этом в Казани есть еще два схожих фестиваля. Первый — это международный фестиваль танцевального перформанса "Теловидение", существующий с 2008 года. Его проводит Наиль Ибрагимов, руководитель камерного балета "Пантера". В 2020-м его номинировали на "Золотую маску" в категориях "Лучший спектакль в современном танце", "Лучшая работа балетмейстера-хореографа". Буквально в сентябре "Пантера" давала концерт в театре Кариева.
Есть более молодой, но не менее заметный фестиваль "Площадь свободы". В ноябре 2021 года он проходил в седьмой раз. Кстати, на той же прощадке MOÑ — с лекцией, паблик-током, лабораторией и спектаклями, которые, в частности, показали те же Нуриевы и Батулла. Марселю, Марии и Нурбеку в некотором смысле повезло. Они причастны и к contemporary, и к классике. Нуриев — выпускник театрального факультета КГУКИ, учился в Академии русского балета имени Вагановой. Батулла учился в Казанском хореографическом училище, работал артистом балета в ТГАТОиБ, а также 2 года ходил в Санкт-Петербургскую консерваторию на специальность "балетмейстер-хореограф", пока не ушел в институт сценических искусств учиться на актера драмы и кино.
При этом делают "Площадь свободы" Ильдар Алекбаев — организатор проекта "Нетанцы", преподаватель в частном детском саду, хореограф, участник шоу "Новые танцы" на ТНТ, и Венера Галимова — педагог студии хореографии.
Вероятно, все эти люди друг о друге хоть немного, но знают. Почему они "не ходят в гости"? Получается, есть несколько миров казанского танца, не особо пересекающихся. Профессионалы, которые зарабатывают на хлеб классикой, но постоянно пробуют себя в contemporary. Люди без академической выучки, делающие то же самое и не умеющие делать батман тандю. "Чудаки", которые не знают никаких рамок.
С другой стороны — можете ли вы представить на сцене театра имени Мусы Джалиля контактную импровизацию или тотальный импров? Да и нужна ли такому танцу рампа, софиты и бельэтаж? Может, стоит вернуться к Дому актера?
Но как показывает опыт фестиваля Context. Diana Vishneva, который начинался с около-балетных постановок, а теперь принимает у себя разнообразных хореографов, такому мероприятию нужно время. Лишь бы этого времени хватило на энтузиазм Олега Ивенко.