Театр Образцова показал зрителю обратную сторону театра в премьере «Играем Шекспира»

У любого актера есть мечта сыграть заветную роль - и это, по мнению художника-постановщика Театра кукол имени Образцова Виктора Никоненко, удалось в его новой премьере «Играем Шекспира».

Театр Образцова показал зрителю обратную сторону театра в премьере «Играем Шекспира»
© Свободная пресса

Шесть шекспировских пьес - «Ричард III», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», блистательно переходя друг к другу, нашли свое место в одном спектакле.

«Основная идея – сделать для каждого актера микро-бенефис, пусть он будет маленьким, но бенефисом. Поэтому для спектакля нами выбирались центральные куски в великих произведениях Шекспира», - рассказал режиссер спектакля Виктор Никоненко.

Речь идет о бенефисах Дмитрия Чернова, Андрея Нечаева, Владимира Беркуна, Влада Камышникова, Артура Арутюнова, Рената Шаймарданова и Халиси Богдановой, которые даже не играют, а живут на сцене вместе с шекспировскими героями.

Театр в театре

Театр в театре – именно этот прием лежит в основе постановки, и действие начинается с момента входазрителя в зал. Актеры уже на сцене - кто-то учит роль, другие шутят, подметают пол. Публика тем временем даже не подозревает, что уже присутствует на премьере, где обратная сторона театра показана через драматургию Шекспира, театральные байки, любовь и слезы, переживания и смех.

Вместе с персонажами Шекспира актеры размышляют на грустную тему – «как короток театральный век», но и без юмора тоже не обошлось. Одной из «фишек» пьесы сатирикаСергея Плотова стал диалог между актерами, которые обсуждают, что сказать другу-артисту, когда спектакль ужасен, а тот играл хуже других? По их мнению, надо подойти и сказать искренне и органично: «Как тебе это удалось?», - и быстро уходить.

От Гамлета до Ричарда III

Короля Лира в спектакле сыграл непревзойденный Владимир Беркун. По словам артиста, это была сложная работа, хотя куклы ему не досталось – он единственный читает свой монолог как драматический артист.

«Что значит сыграть Лира? В целом я не играл эту роль, но даже через один монолог я встретился с прекрасным автором, гениальным Шекспиром. До этой встречи Шекспира мне играть не доводилось,и этот спектакль стал настоящим мне подарком», - признался Беркун.

Еще одной яркой звездой спектакля стала роль Гамлета - ее блестяще сыграл Дмитрий Чернов, сидя на огромной ладони, которая является важным элементом сценографии. В руке Гамлета - кукла, точь в точь похожая на актера, она ведет с ним живой диалог, спорит и возражает. И кажется, в какой-то момент они сливаются в одно.

«Главное, что мы хотели показать, это то, что театру кукол подвластно все, и он даже может больше визуально, чем драматический театр, у него больше возможностей. Я надеюсь, что удалось создать странное, красивое, смешное, трогательное действо, когда Шекспир и театр кукол органично соединились», - отмечает Сергей Плотов.

Трагедия превратилась в комедию

Самым неожиданным экспериментом стало превращение трагедии «Отелло» в комедиюблагодаря использованию петрушечного театра.

Здесь Плотов позволил себе вольный перевод Шекспира в стилистике небольших поздравлений: «Вот и все, я умираю, счастья радости желаю. Чтоб детишек каждый год, и чтоб муж не идиот».

И даже сам Шекспир появляется на сцене необычным способом - его бюст выкапывают могильщики после знаменитой сцены про бедного Йорика. Рот драматурга шевелится - бюст читает 66-й сонет Шекспира, который в переводе Маршака заканчивается знаменитыми строчками: «Все мерзостно, что вижу я вокруг… Но как тебя покинуть, милый друг?».

Ромео управляли пять актеров

Для многих зрителей сцена из «Ромео и Джульетты» стала особо запоминающейся. В ней задействованы две разные системы кукол, которые обычно считаются несовместимыми: тростевая - Джульетта и марионетка - Ромео. Это самая сложная кукла в спектакле, ей управляют сразу пять артистов.

«А как еще можно показать две разные семьи,которые не могут соединиться? Кульминации сцена достигает в тот момент, когда Ромео рвет нити, а Джульетта отказывается от тростей. Куклы умирают, но попадают в пространство вечной любви, паря над сценой и качаясь на той самой руке Бога. Людей рядом нет, эта история уже не про них», - объясняет Виктор Никоненко.

Так куклы доказали, что они тоже могут чувствовать, любить, страдать и умирать по-настоящему и даже лучше живых артистов.

Премьерный спектакль пройдет в Театре кукол имени Образцова 11 ноября, 6 декабря.