Лихие 1920-е: как Ижевск протестовал против градостроительных решений властей
Лихие 1920-е: как Ижевск протестовал против градостроительных решений властей Тёмное прошлое здания Русского драмтеатра
Источник: из коллекции Сергея Жилина

Ситуация, когда неоднозначные градостроительные решения властей Ижевска вызывают волну народного негодования, в наше время — дело привычное. Представить подобные народные протесты в какие-нибудь двадцатые годы прошлого века, в период молодости советской власти, на первый взгляд сложно. Благо страницы газеты «Ижевская правда» тех лет сохранили для нас множество примеров подобных конфликтов.Одним из них стало решение городских властей строить здание будущего Русского драмтеатра, а в те годы клуба Металлистов, напротив собора Александра Невского, где ещё с XIX века рос большой и тенистый сад, именовавшийся тогда сад Профсоюзов.

Так выглядел будущий сад Профсоюзов в 1912 годуgoskatalog.ru
Развернувшаяся в прессе дискуссия чуть было не привела к открытому протесту рабочих против решения городского совета и руководства завода. Её материалы легли в основу данной статьи, которая прольёт свет на событие, изменившее облик старого центра Ижевска.
Даёшь культуру!Город нуждался в новых клубах и садах
Коллекция Национального музея Удмурти
На момент описываемых событий, в 1926-1930 годах, сад Профсоюзов являлся одним из немногих зелёных пространств Ижевска. Помимо него существовал Летний сад, сад имени Калинина (Берёзовая роща) и не доживший до наших дней сад на перекрёстке улиц Советская-Красноармейская. И это на 60 тыс. населения. Нехватка ощущалась и в клубах — центрах культурной жизни тех лет.Клубы размещались в неприспособленных под их деятельность зданиях. Город объективно нуждался в большом и хорошо оборудованном храме культуры, с театральной сценой, большим садом и множеством помещений для занятий кружков.

В функции Завкома входили организация производства, культурно-просветительская работа, ликвидации неграмотности, профессионально-техническое образование, работа среди женщин, национальных меньшинств и молодежи и др. Осенью 1926 года областной совет профсоюзов одобрил предложение заводского комитета рабочих-металлистов (Завком) о строительстве большого клуба Металлистов.«Принимая во внимание, что клуб будет строиться для рабочих-металлистов и их семей, которые составляют до 75% всего населения Ижевска, то первое, что необходимо учесть — его территориальное положение. Второе — что при клубе должен быть сад для летней клубной работы», — написал 15 сентября 1926 года в «Ижевской правде» член Союза металлистов Коротков.
Заводской комитет предложил отдать под строительство площадь у собора Александра Невского, часть которой занимала футбольная площадка, и сад Профсоюзов. Однако тогда президиум Горсовета отказал в разрешении, мотивируя это риском уничтожения сквера не только путём вырубки н-ного количества деревьев, но и в результате издержек близости к стройплощадке: загрязнение, повреждения стволов и т. д.Тем временем приближался пленум городского совета, на котором должны были принять решение о выборе места строительства клуба. Тогда Коротков через газету «Ижевская правда» вынес этот вопрос на общественное обсуждение.

На защиту сада и клубаВласти города откликнулись первыми
Коллекция Национального музея Удмурти
«Против мысли о том, что клуб должен быть построен в центре города, возражать не приходится, но когда товарищ Коротков ставит вопрос о постройке за счёт уничтожения части сада, то невольно приходится задумываться и не соглашаться. Ижевск не богат садами, поэтому нельзя допустить уничтожения части почти единственного сада. Пленум не может допустить уничтожение того, что приходится создавать десятки лет»

Отвергая идею строительства клуба у собора Невского, член президиума горсовета Голубев предложил возвести клуб на горе у Михайловского собора и разбить там новый сквер вместо того, чтобы вырубать уже имеющийся.В ответ на возражения Голубева вышла ещё одна заметка, где Коротков пояснил, что «совершенно не предполагалось уничтожать сад».

«Предполагается, что клуб займёт западную сторону сада до первой аллеи, где стоит архив заводоуправления (ныне музей Ижмаша, — прим. ред.). Деревья здесь находятся только в одном углу. Сад как был, так и останется. Предложение строить клуб на Михайловской площади т. Голубев выдвинул лишь потому, что больше не о чем говорить. Это не центр города, туда рабочему из Зареки (Ленинский район, — прим. ред.), и южной части города ходить далеко, и рабочий туда не пойдёт»



Клубный протестРабочие выступили за сохранение сада
Демонстрация на углу улиц Советская и Коммунальная (Максима Горького). 1926 годИсточник: коллекция Национального музея Удмуртии
Достигнутый компромисс пошатнулся весной 1927 года. 1 апреля президиум городского совета утвердил ходатайство заводского комитета, изменив решение о строительстве клуба Металлистов фасадом на Береговую улицу. Здание развернули на 180 градусов и постановили строить «лицом» к улице Коммунальной (ныне Максима Горького)

Отклики горожан«Ижевская правда от 19 апреля 1926 годОн настаивал на том, что клуб необходимо строить фасадом на улицу Береговую, вынеся здание на 5 метров к склону, снеся для этого здание заводского архива, в котором ныне размещается музей «Ижмаша». И вновь вопрос строительства клуба был вынесен на общественное обсуждение.Спустя несколько дней в газету начали поступать гневные отклики ижевцев на действия городского совета.
Протест пожарных и техников«Ижевская правда от 21 апреля 1926 годаДальше всех в протестной риторике пошла городская пожарная команда Ижевска, обвинив руководство Ижевска в отрыве от масс и назвав безумием решение о смене расположения клуба.«Против решения горсовета мы протестуем и настаиваем обсудить этот вопрос на собраниях рабочих», — отклик оканчивался подписью 12 членов пожарной охраны.Также радикально выступили техники, назвав возможное уничтожение сада «общественным преступлением».Поток откликов и протестов не прекращался. Ситуация явно накалялась. Все ждали отклика от руководящих органов, ответственных за столь неоднозначное решение, а равно и за «раскачивание лодки» городского сообщества.
Ответ властейРубить и строить
Члены городского советаИсточник: коллекция Национального музея Удмуртии
Заметки инженера Иванова«Ижевская правда от 28 апреля 1926 года28 апреля 1927 года «Ижевская правда» напечатала обширный ответ властей на протесты трудящихся. Перед руководством стояла задача не только «продавить» своё решение в массах, но и грамотно его обосновать. К разъяснениям подключили специалистов.Областной инженер Иванов отмечал несколько недостатков строительства клуба фасадом к заводу: под вырубку попадала наиболее богатая деревьями восточная часть сада, также пришлось бы снести старинное каменное здание заводского архива. Перенос здания ближе к склону создавало угрозу оползня. Укрепление берега и внесение конструкторских изменений в проект повысило бы стоимость клуба на 30-40 тыс. рублей, учитывая, что общая стоимость оценивалась в 600 тыс. рублей.
Прокладка канализации у бывшего сада Профсоюзов. 1930-е годыИз коллекции Национального музея Удмуртии
Ответ властей города и завода«Ижевская правда от 28 апреля 1926 годаПрезидиум горсовета, перечисляя плюсы строительства клуба фасадом на улицу Коммунальную, «давил» на то, что самая массивная часть здания — театральная — разместится в саду на месте футбольной площадки. Оставшуюся часть сквера планировалось объединить с Летним садом, засадив деревьями улицу Береговую. В этом случае клуб по плану горсовета должен был занять лишь 23% площади расширенного сада. Кроме того, само расположение монументального здания на широкой улице Коммунальной должно было создать «большой художественный эффект».Наиболее точно высказался заводской комитет: «При тех условиях, что от государственных и других организаций нет материальной поддержки, что средствами мы располагаем небольшими, нужно вопрос ставить так: клуб строить там, где дешевле, где больше соблюдаются интересы рабочих всего города, где есть сад. Таким местом является Коммунальная сторона бывшего сада Профсоюзов».
Эта точка зрения оказалась доминирующей в ответственных кругах.После долгой и непростой дискуссии президиум городского совета принял окончательное решение — строить клуб Металлистов в саду Профсоюзов фасадом на улицу Коммунальную.
Новый центрНачало строительства клуба
Площадь у бывшего собора Александра НевскогоИсточник: коллекция Национального музея Удмуртии

План 2-го этажа клуба Октябрьской революции. Архитектор Г. А. Гусев. 1928 годЧертеж из фондов ЦГА УР (tehne.com)

Однако за ростом пролетарской культуры не поспевала материальная база. Строители ощущали нехватку материалов из-за несвоевременного подвоза, и были опасения, что выполнить данное на закладке здания обещание — построить его в срок — не получится.Опасения подтвердились. Строительные работы шли медленно. Подводил как подрядчик — Удмуртстрой, так и поставщики стройматериалов. Так, из-за несвоевременного изготовления стропил Краматорским металлургическим заводом с опозданием была сдана театральная часть клуба.
Здание клуба Металлистов на улице Коммунальной (Максима Горького)Источник: коллекция Национального музея Удмуртии

Тем не менее здание Клуба Октябрьской революции было построено, и летом 1930 года начался набор в кружки, закипела культурная жизнь.Часть сада Профсоюзов всё же была вырублена, но деревьев осталось достаточно много, и опасения горожан навсегда лишиться этого замечательного сквера оказались преувеличены. Однако от судьбы не уйдёшь. Остатки бывшего сада Профсоюзов были вырублены уже в наше время при реконструкции площади Оружейников.
Члены музыкального кружка Клуба Октябрьской революции в сохранённом от полной вырубки садуИсточник: коллекция Национального музея Удмуртии
О дальнейшей жизни КОРа можно рассказать ещё очень много. Его украшали на все главные советские праздники, здесь в 1937 году была принята Конституция Удмуртской АССР. Во второй половине 1940-х годов конструктивистский клуб был реконструирован, получив свой нынешний облик. Во время окончания перестройки, в 1950 году, здание получило новое название — дворец культуры «Машиностроителей».
Клуб Октябрьской революции и он же после реконструкции — ДК «Машиностроителей»Источник: коллекция Национального музея Удмуртии