Загот за год и князь Трубецкой
VII фестиваль музыкальных театров России "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" проходит с 13 сентября по 12 ноября 2022 года при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив. В афише нынешнего форума жанр мюзикла занял почетное место. Театральные коллективы всея России демонстрировали неиссякаемую фантазию в выборе тем и их сценическом претворении. Оригинальность решений, смелость находок и богатство воображения всероссийской театральной "глубинки" радовали столичного зрителя и качественно приподнимали сам легкий жанр. Новая работа "Декабристы" Иркутского музыкального театра, премьера которой состоялась в мае 2021 года, видится тем самым примером "осерьёзнивания" музыкально-сценического стиля мюзикла. Драматизм реальных исторических коллизий в авторской версии Карины Шебелян сразу отмёл мелкое и незначительное в сценической реализации режиссера-постановщика Филиппа Разенкова (Екатеринбург). Коллективные многоплановые сцены, обилие действующих лиц создавали массовость действа. Плакальщица олицетворяла страждущий образ России, у которой коленопреклоненно просил прощения главный герой повествования князь Сергей Трубецкой. Режиссер спектакля Филипп Разенков и легенда российского музтеатра Григорий Спектор. Музыка Евгения Загота, безусловно, была насыщена элементами эстрадного стиля, но не перешла в откровенный Бродвей, сохранив уместность разворачивающимся событиям. Дирижером-постановщиком спектакля выступил главный дирижер театра Виктор Олин. Приятные мелодии вальсов, под которые кружился высший свет Петербурга, отсылали к "Войне и миру" Прокофьева и русской оперной традиции. Синкопированный лейтмотив решимости аристократов-бунтарей был наполнен хоровой полифонией и симфоническим размахом. "Декабристы" стали музыкальным приношением иркутского коллектива героям Сенатской площади, сосланным в Иркутскую область после восстания. Свою постановку труппа посвятила четырем памятным датам 2020-го года. 195 лет со дня восстания декабристов, 230 лет со дня рождения Сергея Петровича Трубецкого и юбилейные даты 80-летия самого Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского и 50-летия Иркутского историко-мемориального музей декабристов дали жизнь весьма патриотичному проекту. Результат этой задумки на столичной сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко воспринимался не только патриотично, но и выглядел амбициозно. Сценография и костюмы художника-постановщика Елисея Шепелёва (Санкт-Петербург) смотрелись с размахом, без лишней вычурности. Декорации вытягивали визуальную вертикаль дворцовых сводов, возвышая над остальными высокопоставленных лиц, устремляя ввысь храмовый алтарь и длинную спинку трона самовластья. Бревенчатые срубы, высокие частоколы символизировали сибирские поселения. Музыкально-сценическое повествование развивалось в нескольких направлениях. Центральная линия заговора, героическая составляющая спектакля сопровождалась лирической составляющей в лице декабристских жен. Сцены Николая I и его матери Марии Федоровны оформились в небольшую линию, переплетающуюся с первыми двумя. Условно народные эпизоды оттеняли драму героев. Все это объединялось идеей воспоминаний Сергея Петровича Трубецкого, который вновь переживает события прошлого и выступает в двух ипостасях. Сергея Петровича в сибирской ссылке сыграл народный артист РФ Владимир Яковлев. Роль молодого Трубецкого, организатора и лидера Северного тайного общества, исполнил Евгений Алёшин, который вместе со своей женой Екатериной Ивановной (Юлия Пихтина) составили выразительную пару в спектакле. Андрей Татарников создал запоминающийся образ пламенного поэта Рылеева, бесстрашного бойца. Драматургически непонятным получился персонаж светской красавицы Софи Салтыковой (Александра Гаращук), выбившийся из общего контекста подачи образной сферы истории о благородных революционерах. Финал спектакля. Сцена повешения пятерых декабристов, трагическая кульминация, была наполнена эмоциональным накалом. Следующая за ней сцена стала лирической кульминацией спектакля. Старый Трубецкой не захотел уезжать из Иркутска от могилы своей жены. Он произносит фразу: "Тогда я был готов потерять все, но только не тебя". 14 (26) декабря 1825 года князь Трубецкой, блестящий военный, герой войны 1812 года, лидер Северного общества в назначенный час не вышел на Сенатскую площадь – это исторический факт. Дуэт любви Сергея и Екатерины, уехавшей за мужем в Сибирь, завершил спектакль. История восстания у создателей мюзикла обросла романтическим флером, с перевесом в сторону женской беззаветной преданности любимому. Историзм и художественный вымысел переплавились, предложив зрителю разные версии переосмысления декабрьской хроники 1825 года. Финал "Декабристов" остался открытым.