Войти в почту

В Исаакиевском соборе впервые представили монументальную икону "Тайная вечеря" из янтаря

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 октября. /ТАСС/. Выставку одного экспоната - монументальной иконы "Тайная вечеря", созданной из балтийского янтаря, - открыли в понедельник в государственном музее-памятнике "Исаакиевский собор" в Санкт-Петербурге. Автором произведения выступил заслуженный художник РФ Александр Крылов, который ранее на протяжении четверти века участвовал в воссоздании царскосельской Янтарной комнаты.

"Мы этот шедевр видим первыми, - сказал на открытии директор музея-памятника Юрий Мудров. - "Тайная вечеря" - всегда обязательный предмет убранства любого храма. Но такую "Тайную вечерю", я думаю, что никто никогда не видел".

Создание иконы

Работая над этим произведением, мастер опирался на иконописные традиции школы Андрея Рублева, но живописные приемы были им переосмыслены применительно к материалу - янтарю. Фон иконы выполнен методом мозаичного набора, фигуры Христа и его учеников - в технике рельефа, а нимб декорирован гравированным орнаментом в технике инталии. Отдельные детали композиции изготовлены из лазурита двух сортов - афганского и казахстанского.

"Это уже не первая моя работа, которую я выполняю с разными камнями. Янтарь - один из самых удивительных и самых ценных камней, которые есть в природе: он никогда не отторгает, он всегда помогает. Янтарь может работать с тканью, кожей, золотом, серебром, и все это очень органично смотрится. Поэтому он также органично принимает в себя и совершенно другие цвета", - рассказал журналистам Крылов.

Над созданием иконы он работал около года - такой срок во многом связан с технологическими процессами. "Янтарь, помимо того, что удивительно компанейский как материал, он очень хрупкий по своему внутреннему содержанию. Он формировался при большом давлении, при температуре, и добывают его быстрее, чем он формировался. И то давление, которое осталось внутри, оно выходит в виде трещин, сколов. Чтобы [это] давление <…> отпустить, чтобы это все не развалилось, требуется с помощью температуры медленно, постепенно это давление снижать. Поэтому время очень растягивается", - пояснил художник.

Опыт работы над воссозданием Янтарной комнаты

Крылов также отметил, что при создании иконы он опирался в том числе на результаты научных изысканий, которые были достигнуты в ходе работы над воссозданием Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. "Янтарная комната - это не только художественное, но еще и высоконаучное произведение, - подчеркнул он. - Все секреты, которые мы открывали, - это все наша петербургская школа".

Отвечая на вопрос журналистов о весе иконы, Крылов сказал, что не знает его, так как "не взвешивал". "В самом начале, когда мы начали работать с Янтарной комнатой, методика Запада, в частности Польши и Прибалтики, была: сколько это весит и сколько это стоит? Если мы будем исходить из этих позиций, искусства не будет никогда", - считает художник.

Икона будет находиться в Исаакиевском соборе до Рождества. Дальнейшие планы по ее показу пока не определены. "Если посмотрит здесь и увидит кто-то из музеев других городов, я с удовольствием это выставлю. Таким образом у меня была очень хорошая выставка в Великом Новгороде в Кремле. Я только за (показ в других городах страны - прим. ТАСС)", - сказал Крылов.

Александр Крылов создал более полутора сотен авторских работ из янтаря, их отличает не только разнообразие, но и виртуозное мастерство исполнения. Одна из них - янтарная модель Исаакиевского собора - хранится в ризнице Спаса на Крови (также относится к ансамблю музея-памятника "Исаакиевский собор"), напомнил Мудров. "Это совершенно фантастический предмет янтарного искусства. Он выдержан в абсолютных пропорциях. Этот экспонат стал не просто выставочным, а это уже один из главных экспонатов нашего музея", - отметил он.