Рецензия на спектакль «Поцелуй. Конармия» в Театре на Таганке
Рецензия на спектакль «Поцелуй. Конармия» в Театре на ТаганкеЛюбовь посреди войны. Как романтическая история в жестоких реалиях вековой давности стала актуальной в наши дни. сточник фото: tagankateatr.ruНовая постановка в Театре на Таганке режиссёра Дениса Азарова «Поцелуй. Конармия» повествует о событиях Советско-польской войны, происходившей с 1919-го по 1921-й гг. Тогда в военных действиях принимала участие 1-я Конная армия под руководством С. Будённого, куда попал и молодой писатель И. Бабель. Увиденное и пережитое во время этих походов он изложил в сборнике «Конармия», в который вошли 38 рассказов. Сена из спектакля "Поцелуй. Конармия" (2022).Источник фото: tagankateatr.ruДенис Азаров вместе с драматургом Ольгой Никифоровой и сценографом Николаем Симоновым взяли за основу спектакля один рассказ, самый последний, под названием «Поцелуй». Но и остальные 37 также в постановке присутствуют, только лишь фоном – в виде сновидений героев. «Поцелуй», пожалуй, самый чувственный рассказ Бабеля. В нём повествуется о романтической истории, приключившейся с главным героем Лютовым в селе Будятичи Волынской губернии. Туда он приходит вместе с денщиком Суровцевым и сослуживцами на постой во время одного из кратких периодов фронтового затишья.Встреча с «порывистой, свободной и боязливой» вдовой погибшего в Первую мировую войну офицера Елизаветой Алексеевной Томилиной поражает и вовлекает Лютова в водоворот «прекрасных» разговоров и событий, цель которых одна – по-хорошему сблизиться с молодой женщиной с «сияющими голубыми глазами». Но времени не так много, а предубеждение Елизаветы и её соседей перед «варварской Россией» и её воинами огромно. Впрочем, Лютов – интеллигент и знает, что и как сказать, а Суровцев – как выставить его в выгодном свете. Так что через два дня от недоверия к ним местных не остаётся и следа, а Елизавета Алексеевна начинает по-дружески общаться. И Лютов знает, что один единственный поцелуй, подаренный им в порыве чувств Томилиной, может как «погубить» его, так и стать его спасением. Сцна из спектакля "Поцелуй. Конармия" (2022).Источник фото: tagankateatr.ruВ спектакле «Поцелуй. Конармия» не много текста, но знаковые диалоги присутствуют. Как например, тот, в котором Лютов в своё оправдание говорит Томилиной об окончании юридического факультета. Или разговор с Суровцевым, когда после расставания с Томилиными их часть вновь оказалась недалеко от Будятичей. По словам Азарова, это было сделано намеренно, потому что в театре в отличие от литературы «созданным образам не всегда нужно дополнительное пояснение».Намного важнее было окружить происходящее между главными героями особой атмосферой – суровый и жёсткий военный быт, в котором несмотря ни на что случаются свои, радостные моменты. Когда после тяжёлых боёв по ночам солдатам снятся жёны и матери, отчий дом и родная деревня. Ночами они занимаются любовью и пишут письма, работают и играют с детьми. А офицеры водят женщин в Художественный театр и рестораны, где заказывают шампанское с икрой. Все становятся самими собой и живут полной жизнью. На помощь авторам спектакля здесь пришла хореография, пластических номеров много, они выразительны и наполнены неподдельной живой эмоцией: ожидания, тревоги, страдания, печали, страсти или покоя. Сцеа из спектакля "Поцелуй. Конармия" (2022).Источник фото: tagankateatr.ruИдея спектакля, по словам Дениса Азарова, была в том, чтобы показать, что при всём трагизме происходящего люди не могут обходиться без любви. «… Маленькая надежда даже не на любовь, а на попытку любви во всём этом кошмаре, который окружает героев. Ведь в любые, даже самые страшные времена, люди хотят любить». На вопрос, удался ли спектакль, режиссёр ответил, что очень надеется, что у его постановки будет счастливая судьба: зрители будут ходить, рецензии писаться, фестивали приглашать и др. Но при этом он отметил, что главный критерий всё-таки даже не в этом, а в том, чтобы самому нравилось то, что ты сделал: «Самое важное, чтобы ты сам понимал, что спектакль сложился».Увидеть постановку «Поцелуй. Конармия» можно будет 30-го октября в Театре на Таганке. Возрастное ограничение: + 18.