Храмы Осетии
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Владикавказский храм Рождества Пресвятой Богородицы — старейший в столице Северной Осетии. Его построили в 1815 году, и поначалу прихожанами храма были только православные жители владикавказской крепости.
В народе храм называют Осетинской церковью, она построена в районе, который местные именуют осетинской слободкой. Благодаря удачному расположению на возвышенности бело-голубой шатер и золотые купола видны почти во всех районах Владикавказа.
В советские годы церковь едва не постигла участь других храмов и монастырей. Спасти храм от уничтожения местным жителям удалось благодаря захоронениям на ее территории известных личностей. В ограде покоятся осетинский писатель Коста Хетагуров, ученый Васо Абаев, первый градоначальник Владикавказа Гаппо Баев.
В 1931 году храм все-таки закрывают. Больше 60 лет здесь располагается литературный музей. В 90-е Осетинскую церковь вернули верующим. Православные любят храм за камерную атмосферу внутри, а туристы — за потрясающий виды на город и панораму кавказских гор.
Свято-Георгиевский кафедральный собор
Кафедральный собор Владикавказской и Аланской епархии — один из самых молодых храмов республики. Первые богослужения в нем провели в 2003 году.
За основу проекта взяли эскиз кафедрального собора Михаила Архангела. Он существовал во Владикавказе в начале прошлого века, но был разрушен в советское время.
Новый кафедральный собор освятили в честь одного из самых почитаемых в Осетии святых — Георгия Победоносца. В 2010 году из Каира в Осетию доставили частицу мощей великомученика. Ежегодно тысячи людей приходят в собор, чтобы поклониться христианской святыне.
Прихожане ценят уютную атмосферу собора и верят, что молитва здесь помогает обрести здоровье, а гости Владикавказа заходят в храм послушать церковное пение. Хор собора считается лучшим в Северной Осетии.
Нузальская часовня
Нузальская часовня расположена в селении Нузал Алагирского ущелья, на берегу бурной реки Ардон. Построили ее средневековые зодчие предположительно в XIII веке.
Нузальская часовня не случайно напоминает традиционные для Северного Кавказа наземные склепы. Историки предполагают, что она могла быть усыпальницей древнейшего осетинского рода Царазонта. Внутри сооружения археологи нашли останки крупного мужчины — вероятно, это был последний из аланских царей Ос-Багатар.
За массивной деревянной дверью — расписанные фресковой живописью стены. Рисунки средневекового художника сохранились в первозданном виде. За несколько веков их ни разу не переписывали. На стенах и потолке — образы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и Архангелов. Все они изображены в полный рост. Вероятно, художник ориентировался на византийских иконописцев. Русской традиции такие размеры не характерны.
Благодаря обнаруженным внутри алтарю и жертвеннику ученые выяснили, что в Нузальской часовне проводили литургии. В наши дни служб здесь не бывает: опасаются за сохранность фресок. Но посмотреть на уникальный памятник христианства все равно ежегодно приезжают тысячи паломников.
Зругский храм
Зругский храм — один из древнейших памятников христианства на территории современной Северной Осетии. Он построен в XI—XII веках в Зругском ущелье. Тогда по этому пути проходил стратегический и торговый путь — через перевал в Грузию.
Вероятно, храм был главным во всей округе. По едва сохранившимся остаткам здания и фрескам сделали вывод: он был возведен в честь Богоматери.
Храмы с похожей архитектурой есть и в соседних селениях. Возможно, строили их грузинские мастера по аналогии с грузинскими храмами. Заказчиками построек были представителями местных богатых родов.
В XVI—XVII веках Зругский храм был практически полностью разрушен: по руслу соседней реки прошел сель. В ущелье сползли три из четырех стен и кровля.
К 1100-летию Крещения Алании реставраторы восстанавливают древний храм. Потерянную часть достроят специально изготовленными каменными блоками. Они будут схожи по фактуре, но будут отличаться оттенком, чтобы паломники видели границу между сохранившейся частью и восстановленной.
Раз в год на Успение Пресвятой Богородицы в Зругском храме проводят богослужение для выходцев из ближайших сел. А к концу 2022 года паломники и туристы смогут войти под купол отреставрированной церкви.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Лисри
По пути к строящемуся горнолыжному курорту «Мамисон» расположено заброшенное селение Лисри. Для туристов оно сродни музею под открытым небом: 14 фамильных замков и оборонительных башен, святилище и Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Церковь построили в 1902 году, она считается одной из самых молодых христианских святынь в этом районе. Но храм в селении существовал и ранее — об этом упоминается документах XIX века. Старую, обветшалую церковь разобрали, а из ее камней возвели новый Успенский храм.
Вблизи церкви сохранился погост с захоронением священника Соломона Дарчиева. Именно его отец, будучи хорошим каменщиком, построил храм в Лисри.
В начале XX века Лисри посетил английский путешественник и писатель Стивен Грэм. В своей книге «Бродяга на Кавказе» он удивлялся: «В Лисри царило необычайное оживление. Священник собрал всех своих прихожан и предложил им построить новую церковь и расширить школу. Это было праздничное событие… Все селение было готово построить Божий дом, при этом ни у кого даже не возник вопрос о плате за работу».
В 30-е годы Успенский храм закрыли, но часть икон и церковной утвари прихожанам удалось спрятать. Со временем кровля и часть стен обрушились, восстанавливать их в заброшенном селе было некому.
Уже в новое время храм передали Аланскому Богоявленскому женскому монастырю. Ежегодно в августе на Успение насельницы и прихожане монастыря проводят в Лисри праздничное богослужения.
Туристов же привлекает атмосфера старого села и внешний вид храма. Неподалеку от него бьет ключ с минеральной водой, а рядом протекает горная река.
Аланский Богоявленский женский монастырь
Аланский Богоявленский женский монастырь появился в Осетии благодаря монаху из Курской области. Старец Ипполит дал совет паломникам с Кавказа: «Хотите, чтобы Осетия процветала, стройте монастыри».
Батюшка не просто благословил создание монастыря, он с точностью подсказал детали, где искать место для обители, — дом отдыха около города Алагир. Так первые монахини обосновались в заброшенном пансионате вблизи райцентра.
За короткое время здесь построили храм, сестринский корпус, гостиницу, трапезную, реабилитационный центр для пострадавших в бесланском теракте детей. Сейчас, когда пострадавшие в террористическом акте выросли, монахини помогают детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитанникам детских домов и инвалидам.
Паломники могут приехать в Аланский Богоявленский женский монастырь как на несколько часов, так и на несколько дней. Для краткосрочных групп предлагают бесплатную экскурсию и трапезу. Остаться в обители на несколько суток можно за пожертвование.
Гости монастыря приезжают на службу в храм или просто прогуляться. На территории обители два озера с рыбой и пешеходные дорожки в тени деревьев.
Свято-Успенский Аланский мужской монастырь
Один из центров туризма в Северной Осетии — самая высокогорная обитель в России. Свято-Успенский Аланский мужской монастырь в Куртатинском ущелье ежегодно принимает десятки тысяч туристов. Только на праздник Крещения окунуться в воды горной реки Фиагдон приезжают 20−30 тысяч человек.
Первый камень в основании монастыря заложили в 2000 году. Построили жилой корпус, восстановили храм жен Мироносиц XIX века.
Со временем небольшой храм перестал вмещать всех паломников. Насельники монастыря на пожертвования прихожан решили построить большой храм, кельи и трапезную. Все возведено в византийском стиле из местного камня. Стены и купола внутри храма сейчас расписывают художники.
Путь к храму лежит по крутой лестнице. Многие верующие принимают тяжелый подъем как духовное испытание.
В мужской обители работает монастырская лавка. На память туристы могут приобрести магнит или посуду с изображением монастыря. Здесь же свежая молочная продукция, горный мед и целебные травы.