Россияне плюнули на заграницу
По данным Минтранса, в первом полугодии российские самолеты перевезли всего 344 тысячи тонн грузов, что вдвое меньше, чем в прошлом году, — 682 тысячи тонн. А если этот грузооборот представить в тонно-километрах, то результат, согласно документу, будет отличаться гораздо существеннее. Вместо прошлогодних 4,214 миллиарда за январь — июнь этого года всего 1,835 миллиарда. Пассажиров в первом полугодии также недосчитались — меньше на 4 миллиона в сравнении с первым полугодием 2021 года, когда перевезли 44,1 миллиона человек, зато летать стали дальше. Такие данные содержатся в информационно- статистическом бюллетене Министерства транспорта, размещенном на сайте ведомства. «Парламентская газета» выясняла, почему изменились потоки пассажиров и грузов и что будет в ближайшем будущем.
Свое небо
Сокращение числа пассажиров связано не в последнюю очередь с закрытием одиннадцати российских аэропортов, в том числе таких важных, как Анапа, Геленджик, пояснил «Парламентской газете» председатель правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. Но, несмотря на проседание показателя, на фоне всех случившихся в первом полугодии событий, включая запрет полетов в Европу и общее санкционное давление, динамику плохой не назовешь, считает главный редактор портала Avia.ru, эксперт Комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.
«В нынешней ситуации результат можно считать замечательным с учетом того, что в первое полугодие почти полностью были остановлены все международные полеты. А нужно понимать, что до пандемии 40 процентов всех воздушных пассажироперевозок приходились на международные линии. Мы могли вообще упасть вполовину, а тут всего десять процентов», — пояснил он «Парламентской газете».
Произошла некая компенсация выпадающих международных полетов ростом числа внутрироссийских маршрутов, сказал Гусаров. Поэтому в оценке деятельности отечественных авиакомпаний он предлагает ориентироваться не на количество перевезенных людей, а на пассажирооборот, измеряемый в пассажиро-километрах. А этот показатель за полгода вырос на четыре процента.
«Это свидетельствует о том, что россияне стали чаще ездить на дальние расстояния. К примеру, отдыхать летят не два часа в Болгарию, а на Алтай, что гораздо дальше. Одно дело перевезти сто пассажиров из Москвы в Воронеж и другое дело — на Дальний Восток», - уточнил эксперт.
По словам Гусарова, выросший пассажирооборот конвертируется в стоимость перелета, а значит, авиакомпании смогли заработать не меньше, чем в прошлом году. «На дальнем маршруте выполняется больше работы, соответственно, выше ценник и получаешь больше выручки. Конечно, полностью они не могут компенсировать международные перелеты, но тем не менее мы можем констатировать неплохой результат», — отметил эксперт.
Рейсов меньше, грузов меньше
С воздушными грузоперевозками все обстоит куда сложнее. По данным Минтранса, в первом полугодии отечественные воздушные суда перевезли всего 344 тысячи тонн грузов, что вдвое меньше прошлогодних 682 тысяч тонн. В тонно-километрах результат, согласно документу, отличается гораздо существеннее: вместо прошлогодних 4,214миллиарда за январь — июнь этого года всего 1,835 миллиарда.
Падение связано с тем, что основные грузопотоки приходились на международные линии, количество которых за первые полгода серьезно снизилось, напомнил Роман Гусаров. «Сейчас этот рынок, если не схлопнулся, то сильно-сильно просел из-за ограничений. А внутренний российский рынок не настолько емкий, чтобы заместить выпадающие объемы», — заметил эксперт.
По его словам, сегодня основной поток грузов по России идет по земле. «Это дольше, но дешевле. Понятно, что уголь на самолете не повезешь. Только скоропортящиеся продукты или медикаменты, штучные турбины какие-то. Но это не те объемы», — сказал Гусаров. В пример эксперт привел одного из лидеров воздушных грузоперевозок. Авиакомпания летала на «боингах», но часть самолетов осталась в Европе, часть невозможно эксплуатировать из-за отсутствия техподдержки, напомнил эксперт.
И все же отчаиваться не стоит, перспективы у грузовой авиации остаются, полагает зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин.
«Да, объемы воздушных грузоперевозок упали и мы не смогли их заместить внутри страны. Но я думаю, что за два-три года объемы восстановим. Закрыть полностью Россию невозможно, да и мир сегодня уже совершенно другой. Поэтому я надеюсь, что все восстановится», — сказал депутат.