Выставка памяти Петра Зверховского открылась в волгоградском ЦУМе

2 сентября в здании бывшего Центрального универмага Волгограда начала работу экспозиция «Внутреннее море Петра Зверховского», организованная музеем имени Ильи Машкова и фондом «Семь ветров». Обозреватель «Волгоградской правды.ру» Иван Козлов делится впечатлениями от выставки и мыслями о судьбе волгоградского искусства.

Выставка памяти Петра Зверховского открылась в волгоградском ЦУМе
© Волгоградская правда

Юбилейный год мастера

Чтобы понимать контекст происходящего, коротко объясним, кто такой Петр Зверховский. Как минимум, это человек-пример для тех, кто верит в свою мечту. Родившийся в 1942 году, он еще в раннем детстве понял, что хочет быть художником. Он рос в глухой деревне, где единственным примером изобразительного искусства для него были клеенчатые картинки на стенах бабушкиного дома. Но он добился своего, получив образование в вузах Киева и Ленинграда и освоив традиции отечественного и европейского модернизма.

Не до конца принимаемый в позднесоветском периоде, представитель новой художественной школы стал по-настоящему любим не столько критиками, сколько простым зрителем. Потому его работы разошлись по множеству частных коллекций и все-таки были выставлены в Германии, Голландии, США, Италии, Англии, Франции, Канаде и ведущих музеях России.

Да и открывшаяся сегодня выставка далеко не единственный проект, посвященный знаменитому волгоградскому художнику. Ведь прямо сейчас в выставочном зале музея Машкова на ул. Чуйкова, 37 работает еще одна выставка его работ. Там собраны картины из 12 частных волгоградских коллекций, которые, вполне возможно, представлены зрителям в первый и последний раз.

– Ранее у известного Зверховского было только лишь три экспозиции в Волгограде. В этом же году город увидит целый пласт жизни мастера, – рассказала нам куратор выставки в музее Любовь Яхонтова.

Это действительно так, ведь обе экспозиции – часть одного большого проекта «Год Зверховского», организованного и проводимого Фондом «Семь ветров» при поддержке комитета культуры Волгоградской области. Дело в том, что в этом году художнику могло бы исполниться ровно 80 лет. Но два года назад Петра Ефимовича не стало. В возрасте 78 лет от скончался от двусторонней пневмонии.

Тем не менее, как это и должно происходить с мастерами такого таланта, память о Петре Зверховском жива. И вот теперь, в юбилейный год, в Волгограде проходит цикл посвященных ему мероприятий. Помимо двух уже известных нам выставок, в планах организаторов провести творческий конкурс памяти Зверховского для учащихся старших классов художественных школ в середине осени этого года и открыть камерную выставку избранных живописных произведений в помещении «ЛОФТ 1890».

Противоположности притягиваются

В целом эта выставка сама по себе весьма необычный проект как по форме, так и по содержанию. Очень важную роль здесь играет само место проведения, все-таки ЦУМ еще не преобразился в музейное пространство и остается достаточно андеграундной или, как выразились сотрудники самого музея, «катакомбной» локацией. Что, впрочем, не мешает ему уже не в первый раз становиться центром весьма крупных событий творческой среды Волгограда (но об этом поговорим чуть позже).

Не менее важна здесь и смысловая нагрузка. На выставке собрали работы Петра Зверховского конца XX – начала XXI века, в которых основной акцент художник делал на античную историю и мифологию. Получается, что внутренний и внешний аспекты выставки вроде бы конфликтуют по своей форме, но по сути прекрасно дополняют друг друга. Здесь соединяются в одном месте постсоветский декаданс и, соответственно, определенные ренессансные мотивы, корнями уходящие в глубь истории.

– «Внутреннее море» – это одно из названий античного Средиземноморья и в то же время творческое пространство самого художника. Зрители впервые смогут познакомиться с совершенно неожиданной стороной творчества Петра Зверховского – гротескными образами, которые выводят восприятие художника из привычного по предыдущим экспозициям контекста, – рассказали нам сотрудники музея Машкова.

Интересно и то, что сначала обветшание, а затем и закрытие знаменитого ЦУМа совпадает со временем написания автором этих работ. Так что сам факт нахождения здесь таких произведений искусства будто бы уравновешивает окружение, возвращает все на нулевую точку, за которой уже виднеется некий «новый рассвет».

Большое будущее

Говоря об этом «рассвете», мы имеем в виду вовсе не аллегорическую историю об искусстве в целом, а конкретный этап «жизни» волгоградского ЦУМа. Закрытый на стыке нулевых и десятых годов этого столетия, теперь он наконец нашел свое предназначение – стать большим сердцем культурной жизни города.

Даже сейчас здесь уже прошли весьма знаковые мероприятия. Так, весной 2020 года в здании Центрального универмага была организована экспозиция «Война на холсте как память поколений», посвященная 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. А прошлой осенью здесь собрались художники и кураторы из ЮФО и Северного Кавказа, чтобы устроить биеннале, посвященную темам военного наследия и поиску взаимопонимания и построения мира.

Но если выставки на военную тематику во многом связаны с самой историей этого места, все-таки именно в этом здании пленили Паулюса во время Сталинградской битвы, то совсем отвлеченная от такой тематики экспозиция – уже новый шаг в судьбе ЦУМа. И, как многие знают, это тот самый шаг в сторону его полной трансформации в большую площадку для ценителей искусства.

Впереди у него еще большой период ремонта, который уже частично выполнен, в основном на уровне коммуникаций и укрепления фасадов, но в планах создать здесь масштабный выставочный центр от музея Машкова.

Наступит день, когда ЦУМ наполнится экспозиционными площадками, творческими мастерскими, концертным залом, кинотеатром и арт-кафе. А пока мы ждем этого события, самое время посетить уже действующую выставку. Тем более что проходить она будет всего неделю, до дня рождения Петра Зверховского 8 сентября. Только стоит учитывать, что свободного доступа в здание нет, так что необходимо записываться в самом музее на экскурсии, которые проходят трижды в день.