Издалека долго течет река Волга…
Думаю, все уже догадались: это место – исток Волги близ деревни Волговерховье на высоте 228 метров над уровнем моря. Это несколько объединённых между собой в небольшой водоём родников. Который из них является истоком реки Волги, тайна сия велика есть. Скорее всего, Волга рождается из слияния тоненьких потоков, что символично. С начала 1972 года вся эта местность, включая родник, носит официальное название государственного природного заказника регионального значения "Исток реки Волги". Закладной камень на истоке Волги. Начальная летопись гласит: Волга, начинаясь в Оковском лесу, у Валдайского плоскогорья, течёт в земли болгар и хвалисов и впадает в Хволынское море "семьюдесятью жерелы" (гирлами). Древние географы спорили, где именно берет начало река Волга. Персы, арабы и иные тюрки находили его где-то за современной Уфой. Итальянцы вообще считали, что Волга берет начало за Уральским хребтом. До сих пор бытует гипотеза, что после слияния Волги и Камы в Татарстане продолжается именно Кама, и на ней, выходит, стоят Самара, Саратов, Волгоград и Астрахань. Но гипотезы предполагают, а народ располагает. В сознании русского человека Волга вытекает из ключа в Осташковском районе Тверской области. Над ее истоком испокон веков стоит резная деревянная купель. По поверью, из купели надо зачерпнуть воды и умыть лицо – смоешь все грехи и дурные мысли. А выйдя из купели, очень желательно постоять на двух берегах Волги лицом по течению, провожая все плохое и принимая хорошее (только ноги в ручье мыть не стоит, это неуважение). Это просто: Волга тут – крохотный слабый ручеек, который легко перешагнуть. Точнее, это её самый первый приток – ручей Персянка, вытекающий непосредственно из родника (географы говорят – болота, питающего родник, но мы будем мыслить возвышенно). Около двадцати километров ручеек петляет по лесам, расширяясь постепенно и умеренно. Затем будущая Волга протекает через систему озер: Малые и Большие Верхиты, Стерж, Вселуг, Пено. К Малому Верхиту она подходит ручейком, а из Пено выливается уже мощная река. Так и все великое начинается с малого. Радость очищения. Исток Волги – точка на карте, уникальная не только географически и исторически, но и духовно. Он был известен русичам с незапамятных времен. По церковному преданию, в первом веке нашей эры по земле Верхневолжья путешествовал апостол Андрей Первозванный. В память об этом на истоке Волги в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) открыли мужскую Спасо-Преображенскую пустынь. В ней был всего один деревянный Преображенский храм с приделом во имя Иоанна Предтечи, деревянные же братские кельи и ограда. Эта скромная обитель простояла до конца XVII века. Сын Тишайшего – Великий, Петр Алексеевич, почему-то выделял этот монастырь, может быть, из уважения к отцовой памяти. Но 1724 году, в последний год жизни первого российского императора, все постройки сгорели. Последовал, не иначе, как по воле самодержца, особый указ Верховного Тайного совета – обитель восстановить. Но её сразу не восстановили, а через год Пётр скончался, началась чересполосица дворцовых переворотов… В общем, в 1740 году мужской монастырь у Волговерховья упразднили. Правда, это никак не сказалось на почитании самого родника. Над ним всегда стояла купель, возле нее всегда находилась часовня. По крайней мере, в те времена, свидетельства о которых дошли до нас. Фото начала ХХ века. В 1856 году у истока Волги побывал драматург Александр Островский. Здесь работали известные художники Иван Шишкин и Андрей Рябушкин. Шишкин написал в этих местах картины с говорящими названиями "Часовенка над ключом, дающим начало Волге", "Первый мост через Волгу", "Лесная глушь в начальном течении Волги". К сожалению, интернет их не выдает на поисковый запрос… Зато сохранились фото часовни снаружи и внутри на рубеже XIX – XX веков. В ней находился скульптурный образ молитвенника за эти земли – Нила Столобенского . Фото начала ХХ века. В начале ХХ века у истока Волги снова появилась обитель, но уже женская: Ольгинский женский монастырь, названный в память равноапостольной княгини, первой русской православной святой. Для обозначения духовной значимости великой русской реки в монастыре начали строить каменный храм, повторяющий формами собор Василия Блаженного в Москве. При храме собралась женская иноческая община. По инициативе той общины в 1907 году был возведен деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1909 году из общины создали монастырь. Ольгинский монастырь. Фото Прокудина-Горского. Через девять лет, в грозном 1918 году, монастырь закрыли. Монашки продолжали жить в обители. Это поселение обозвали монастырской трудовой коммуной, затем, в 1924 году, сельскохозяйственной артелью, а к концу 1924 года расформировали окончательно. В том году на территории монастыря были следующие постройки: Преображенская церковь, Никольская церковь, трапезная, кельи настоятельницы и сестер, гостиница, школа, просфорня, скотный двор, каретный сарай, баня, дом с помещениями почтового отделения, жилище священника. Власть отняла у монастыря все хозяйственные строения, землю, скотину. Храмы "не пригодились". С куполов сбили кресты, а сами их закрыли. В запустение пришла и часовня над истоком Волги. Но все же она стояла… Колодец - исток Волги. Во время Великой Отечественной войны в этих районах Калининской области (город Тверь получил имя своего самого "революционного" уроженца, председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина, номинального главы советского государства) шли ожесточенные бои. Из ближнего села Свапуще в Волговерховье проложили железную дорогу для нужд фронта. Деревню Волговерховье фашисты захватили. На рубеже Свапуще-Коковкин 18 дней шли кровопролитные бои: наши солдаты пытались не пустить врага к Осташкову и Калинину для дальнейшего удара по Москве. За стойкость и отвагу более полусотни бойцов – участников этих сражений – были удостоены правительственных наград. Битвы были ожесточенные; село Свапуще после войны пришлось отстраивать заново. Как и домик над истоком Волги. Местная легенда гласит, что немцы сожгли навес над истоком Волги, но не тронули остатки храмов Ольгинского монастыря. Удивительным образом не тронули их и советские чиновники. Храмы разрушались, но стояли. Еще в 1970 году на подворье можно было увидеть деревянный Никольский и полуразрушенный кирпичный Проебраженский соборы. Никольский и Проебраженский соборы сейчас. По преданию, едва выбив врага прочь из деревни, бойцы Красной армии сразу же взялись восстанавливать сруб. В путешествии я купила прелюбопытную книжку – пособие для туристов "Селигерские земли", изданную в затертом в буквальном смысле слова году, где-то в конце 1960-х или начале 1970-х. В книжке говорится: один из бойцов оставил запись на стене сруба: "Привет тебе, родная колыбель моей родной реки. Я русский, я люблю это место, как Ленинград, как Москву. Был второй раз. Люблю. Октябрь 1943 г." Сруб над истоком Волги. В советские времена Волговерховье, рассказывают старожилы, представляло собой деревню из одной улицы, упиравшуюся в косогор, где стояла деревянная часовня и руины красной кирпичной церкви. Дощатый помост через болотистую лужайку был протянут к деревянному резному домику – истоку Волги. Над ним не властно ни время, ни человеческая злоба. А вот "фронтовую" железную дорогу разобрали давно, в 1970-е от нее были уже одни воспоминания. Исток Волги неоднократно освящен уже в новое время. Над ним совершали это таинство два Патриарха Московских и всея Руси – Алексий II и Кирилл. 28 декабря 1999 года патриарх Алексий II и Священный Синод по прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора определил открыть на истоке реки Волги женский монастырь для возрождения в нем монашеской жизни. Это был Ольгинский женский монастырь на истоке реки Волги. Первой настоятельницей стала монахиня Анастасия (в миру Татьяна Зиберт). С 2007 года настоятельницей монастыря является монахиня София (в миру Светлана Прощаева). За прошедшие годы полностью отреставрированы Никольская церковь, купола Спасо-Преображенского собора, возведен памятник Николаю, около нее поставлен памятник святому Николаю Чудотворцу, построена новая часовня над колодцем "Исток Волги". Одной из достопримечательностей Ольгинского монастыря стал домовый храм в честь иконы Божией Матери "Иверская", куда перенесена единственная сохранившаяся икона старого убранства Свято-Преображенского собора — образ великомученицы Екатерины. В 2018 году начато строительство Сестринского корпуса на историческом месте в черте монастыря. В планах – восстановить все здания комплекса на прежних местах, организовать музей, наладить производство экологически чистых продуктов. Исток Волги. Вид с колокольник Преображенского собора. Монастырь открыт для посещений, в его церквях проводятся регулярные богослужения, совершаются крещения и иные требы. В иконной лавке Преображенского собора продаются уникальные душеспасительные игрушки: тряпочные красочные узелки в виде зайцев. Внутри – напутствие. Мне досталось вот такое: "Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих". Это изречение императрицы Александры Федоровны. Царственные великомученики весьма почитаемы в здешних местах. Вознесенский собор в Осташкове окружен щитами с фотографиями последней царской семьи и выдержками из их писем и наставлений. Зайцы меня сильно заинтересовали. Некоторые "знатоки" утверждают, что, мол, культ зайцев, точнее, пасхальных кроликов , есть только у католиков, для нашей же веры эти зверьки чужеродны. Уточнила у монашки, продающей освященные иконы, крестики, прочую утварь наряду с зайчиками. Она ответила, что никакого запрета на зайцев не существует, а в Ольгинском монастыре делать их на Пасху – давняя традиция. Поначалу игрушки в виде зайчиков готовили только краткий период в году и раздавали прихожанам. Но людям они так нравились, что "производство" зайцев существенно увеличилось и стало круглогодичным. Памятник Николаю Чудотворцу. На Волговерховье все осталось почти таким же, как век назад. Только больше ориентации на туристов. Небольшой рыночек возле родника бойко торгует сувенирами. В окрестностях проложена "Экологическая тропа". На земле Волговерховья живут особые люди – хранители маршрута. Они принимают путников, точно встарь. Один из них показал мне вековой давности снимки истока Волги и разрешил переснять (они использованы в материале). И еще вашей покорной слуге выдали грамоту за участие в восстановлении заповедного места России. Работа наша – писчая. Вот эта статья, например. Грамота путника, посетившего Волговерховье.