Под небесными куполами: в селе Калиновка Красноярского района идет восстановление старинного храма
На речке Кобельме Село Калиновка возникло у слияния рек Кондурчи и Кобельмы, которая, хоть и мелкая, но никогда не пересыхала, поскольку ее питают родники. По имени этой речки раньше и называлось поселение (свое нынешнее название оно получило не так давно, в 1952 году). В самом начале здесь жили новокрещенные калмыки. В первой половине восемнадцатого века им отводили особое место в освоении Самарского Заволжья. В 1731 году императрица Анна Иоанновна издала указ об укреплении восточных границ государства. В это время начали проектировать Ново-Закамскую оборонительную линию и строить вдоль нее крепости. Летом 1737 года государевы посланники - руководитель Оренбургской экспедиции Василий Татищев и полковник Андрей Змеев - объехали здешний край и наметили под будущие поселения калмыков одиннадцать мест, что располагались по рекам Черемшан, Сок, Линевка и Кондурча. Этот кочевой народ занимался разведением овец, верблюдов, лошадей. Часть прибывших калмыков-скотоводов и основала село, которое сначала стало именоваться Богоявленским, а затем -Кобельмой. Здешние места богаты лугами, лесами, плодородными землями и рыбой. Но землепашеством волжские калмыки занимались неохотно. В 1842 году по указу Николая II их переместили на жительство в Оренбургские степи. А в Кобельму приехали крестьяне с других мест - русские и мордва. Икона, служившая дверью Первую деревянную церковь, Богоявленскую, в селе построили еще в 1769 году. В 1885-м церковь сгорела. Через год архиепископ Самарский Петр предложил возвести в селе новый храм, из красного кирпича. Строили его на средства прихожан, прежде всего - местных купцов. А кирпичи обжигали из местной глины. 1 сентября 1902 года построенный храм, названный во имя Казанской иконы Божией Матери, освятил епископ Самарский и Ставропольский Преосвященный Гурий. В начале тридцатых годов этот храм постигла судьба большинства других церковных сооружений. Его закрыли и разграбили. С 1936 по 1988 годы в храмовых стенах размещалось зернохранилище. Рассказывает местная жительница, певчая храма Наталья Леонидова: - Я училась в старом деревянном здании школы, рядом с храмом. Сейчас там пустырь. Когда мне было лет десять, в середине шестидесятых годов, мы с другими сельскими ребятишками часто забирались через окно на территорию храма. Там находились груды зерна. А на стенах и сводах были видны росписи. Красота неописуемая. Помню изображения евангелистов, херувимчиков. Сверху, из-под купола, на пришедших строго взирал лик Спаса Вседержителя. В левом и правом приделах были изображены события, связанные с рождеством Спасителя и снятием его с креста. Эту красоту можно было увидеть вплоть до семидесятых годов. Затем ее закрасили. Как вспоминает староста храма Семен Жирнов, в 2006 году, когда здесь делали ремонт и соскребли со стен масляную краску, фрагменты росписи обнажились, но они уже были в плохом состоянии, осыпались. Для верующих храм открыли 4 ноября 1991 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери. Восстанавливали его сами прихожане. Вычищали скопившийся годами мусор, выполняли строительные работы. Всем миром собрали деньги на паникадило. В храм потихоньку возвращались иконы. Многие сельчане хранили их дома, на чердаках, надеясь, что придет время, когда церковь возродится. Благотворители помогли закупить кресты и купола – помимо того, что сохранился с прежних времен. Один из местных прихожан стал звонарем. Со временем появились певчие - несколько местных женщин. - О канонах нам рассказал отец Захарий, один из прежних настоятелей, - вспоминает Наталья Леонидова. - А Херувимскому песнопению, которое исполняется на литургии, нас научила баба Шура Буянова. Она дожила почти до ста лет и помнила, как пели в храме раньше. В первые годы после того, как церковь вернули верующим, здесь не было отопления. Как говорит Наталья Леонидова, в храм приходили порою в варежках. А службы проходили с Пасхи до наступления морозов. Ситуация изменилась в 1998 году, когда удалось провести отопление в храм. В наши дни церковь привлекает верующих не только из Калиновки, но и из соседних сел. Кстати, изначально этот храм был рассчитан на восемьсот человек. Его архитектуру отличает сочетание византийско-русского стиля с элементами классицизма. Синие купола с вкраплением золоченых звезд, арочные окна, украшенные кокошниками. Затейливая фигурная кладка стен. Над входом – изображение Божией матери с младенцем. Внутри храма многое напоминает о старине. Среди внутреннего убранства видим больших размеров плащаницу с изображением упокоившегося Иисуса Христа. Она была вышита в 1908 году в золотошвейной мастерской Самарского Иверского монастыря, а в 2002-м отреставрирована. Спустя шесть лет в том же монастыре был сделан киот для плащаницы. Удалось сохранить и деревянный Голгофский крест, который и раньше был в храме. Одна из спасенных церковных святынь - икона "Успение Богородицы". Распиленная на две части, она долгое время служила кому-то дверью. Сзади иконы остались следы от петель. Когда храм начали восстанавливать, святыню передали приходу. Есть и другие иконы, созданные в начале прошлого века. На них образы апостолов Петра и Павла, Архистратига Михаила. Старинная икона Святой Троицы до революции находилась в одном из женских монастырей Самарской губернии. Когда ее передавали в храм, лики почти стерлись. Икону отреставрировал монах Иоанн из Свято-Воскресенского монастыря. Еще одна святыня с историей - образ великомученика Димитрия Солунского. Эта икона была написана в 1908 году на святой горе Афон. В 2003 году одна из прихожанок передала ее в храм. Самая старинная в церкви икона – "Коронование Божией матери". На обратной стороне можно различить надпись. Она свидетельствует о том, что икона была освящена 30 апреля 1883 года. Белые стены храма, кажется, так и ждут, что их снова покроют росписями. Об этом мечтали все настоятели, которые служили здесь с момента возвращения храма верующим. Есть надежда, что при нынешнем батюшке, отце Рустике, мечта воплотится в жизнь. В чайную, за духовной пищей К концу девятнадцатого века в селе были земская и церковно-приходская школы, кирпичный завод, две водяные мельницы. В старом деревянном здании церковно–приходской школы ребята учились вплоть до 1984 года. Ничего из этих строений уже не сохранилось. Единственное, помимо храма, здание с примечательной историей – то, где теперь находится клуб. Оно было построено в 1900-м. Шестью годами раньше в России учредили попечительный совет о народной трезвости. В соответствии с его уставом повсеместно в стране открывали чайные и народные столовые. Появилась чайная и в Кобельме. Хозяевами ее стали братья Востровы. В течение всего года сюда приходили местные жители, а летом, особенно в праздничные и базарные дни, здесь было много приезжего люда. В чайной, помимо угощений, обязательно была духовная пища. Газеты, популярные журналы - "Нива", "Вокруг света", "Деревня"… Источник как состояние души Восемь километров проселочной дороги на юго-запад, и мы - у святого источника Божией Матери "Достойно есть". Места здесь живописные. Вдоль дороги тянется озеро. На лугах пасутся стада коров и овец. Рядом с оврагом, поросшим леском, серебрится родник. Православные верят, что его вода приносит исцеление. Снимает головные боли, излечивает невралгию, водянку, артрит и некоторые другие заболевания. В свое время, в девяностые годы, источник чистил отец Захарий с помощниками. Тогда же они поставили рядом маленькую часовню. Несколько лет назад над источником взял "шефство" один из местных прихожан, Игорь Самойлов. Сам он родом из Самары. А в Калиновке купил дом. Отдыхает здесь душой от городской суеты. Вместе со своим другом Игорь продолжает очищать территорию вокруг родника. Они сделали срубовый колодец, откуда можно зачерпнуть воды. - Источник для меня – это все равно, что состояние души, - говорит Игорь. -Хочется, чтобы он оставался незамутненным, первозданно чистым…