Вологодскую фабрику «Северные узоры» отметили по итогам фестиваля Vita Lace
IV Международный фестиваль кружева Vita Lace прошел в Вологде 15–17 июля. Заявки были направлены из 23 регионов России, Донбасса, Узбекистана, Польши и Эстонии.
Среди участников мастерица из Челябинска, которая занимается кружевоплетением уже больше 35 лет.
«Училась я у вологжанки Надежды Валентиновны Шиляевой, которая приехала в Челябинск и по многочисленным просьбам людей учила нас вологодскому кружеву. Нам всегда интересно встретиться с профессионалами и оценить современное состояние развития того или иного традиционного ремесла, в том числе кружевоплетения», — сказала мастерица Елена Артюшкина.
Фестиваль проводится раз в четыре года, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы: два раза фестиваль переносили. Спустя шесть лет в Вологде встретились более 300 мастеров кружевоплетения, художников и исследователей ремесла.
алина Муравьева и Татьяна Казанцева
«Мы из города Балахны, Нижегородская область. На нас балахнинское кружево — это наша многопарка, традиционная балахнинская роза и традиционные решетки», — рассказала участница фестиваля Татьяна Казанцева.
«Такая ностальгия по Вологде — пять лет ждали, уже изнемогали, как хочется приехать. И каждый раз на фестивале нас ждет что-то новое», — добавила мастерица Галина Муравьева.
Указом Президента 2022 год был объявлен Годом культурного наследия. Тематика прошедшего фестиваля, созвучная с этим мотивом, получила название «Истоки». В конкурсную экспозицию «Изменчивое кружево: от истоков к современности» вошли 50 авторских работ на эту тему.
Конкурс проводился по двум квалификационным категориям: «Профессионалы» и «Любители». Лучших мастериц наградили в Консисторском дворике Вологодского кремля дипломами и денежными премиями. Первое место в профессиональной номинации получило панно «Широкая ярмарка», над которым трудился коллектив вологодской фабрики «Северные узоры». В любительской категории победила мастерица Лариса Тен из Республики Узбекистан за кружевной гарнитур «Самарканд».
«В конкурсной выставке мы попросили художников поразмышлять на тему многообразия художественных промыслов нашей страны и о том, как можно отобразить их в современных кружевных изделиях», — сказала заведующая Музеем кружева Наталия Боева.
«Виноград в Нижегородской области — это символ христианский, символ церкви, крови Христа. А у нас он широко использовался в глухой резьбе, в вышивке, в росписи и в том числе в кружеве. Я его поставила в современном виде, но символ остался символом. Вот и получается — от истоков к современности и обратно», — добавила кружевница Галина Муравьева.
Концертная программа открытия фестиваля также была посвящена теме «Истоки». Более 400 зрителей вспомнили, как проходили предыдущие фестивали, увидели показ новой коллекции одежды с кружевом и яркие творческие номера народной песни и танца.
Последний день фестиваля оказался не менее насыщенным. Несколько сотен кружевниц приняли участие в массовой акции по кружевоплетению «Кружевная ассамблея». Одновременно в течение двух часов они плели кружевные символы императора Петра Великого — вензель и корону.
«Нитки золотые, это декоративные нитки, которые используются в основном для вышивки, а не для плетения кружева. Раз плетем корону, она должна быть очень красочная и красивая, поэтому и нитки такие», — рассказала мастерица из Советска Кировской области Ольга Полетаева.
Готовые изделия передали в вологодский Музей кружева. Из них сделают кружевное панно, за основу которого будет взята крыша Домика Петра I.