Осенью омичи увидят "Октябрьские дни"
Специалисты омского музея имени М. А. Врубеля реставрируют уникальное полотно Петра Вильямса. В центре "Эрмитаж-Сибирь" готовят выставку, посвящённую 100-летию образования СССР. Проект познакомит омскую публику с богатейшей коллекцией искусства советского периода. В экспозицию войдут около 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции музея, многие из них будут показаны впервые. В число таких работ вошло произведение Петра Вильямса. Это имя хорошо известно в театральной среде. Мастер работал во многих театрах Москвы, был театральным художником, а в годы Великой Отечественной войны трудился главным художником Большого театра. Его станковое творческое наследие невелико: все свои силы художник отдавал театру. Впервые за несколько десятилетий в омском музее с вала (в запасниках на валах хранятся большие полотна) сняли огромнейшее полотно этого художника. Хранитель фонда современного искусства Омского музея изобразительного искусства имени М. А. Врубеля Людмила Богомолова подчёркивает, что "для Омского музея большая удача не только хранить работу Вильямса, но и иметь такое произведение, которое участвовало во всесоюзной выставке 1939 года "Индустрия социализма" (самой знаменитой довоенного периода)". Полотно Вильямса "Октябрьские дни" в каталоге этой выставки значится "На защиту Петрограда" (1919 год). После 1939 года произведение попало в Министерство культуры РСФСР, а после войны, в 40-е годы ХХ века передано в омский музей. Сюжет картины полностью отражает эпоху: народные отряды, рабочие, матросы, идущие по Дворцовой площади. Революционная тема раскрыта убедительно, не случайно Вильямс был лауреатом трёх Сталинских премий. Общее решение выполнено в свободной манере, фигуры же изображены чётко, реалистично. Дело в том, что Вильямс - один из основателей группировки ОСТ (Общество художников-станковистов), особенности искусства этих художников отразились в этом крупноформатном полотне. Однако театральность тоже нашла своё место в работе: арка Генштаба дана как театральный фон, она не прописана до мелочей. Перед реставраторами музея поставлена задача - раскрыть все валы. - Эта работа одна из самых больших, и, естественно, когда её раскручивают и выкладывают на стол, - это всегда захватывает дух, - рассказала о своих эмоциях художник-реставратор станковой живописи музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Виктория Ефименко. Мастерам предстоит подвести реставрационные кромки, закрепить картину необходимым натяжением на подрамник, который тоже сделан силами музея по всем требованиям музейного хранения. Необходимо удалить загрязнения как с красочного слоя, так и с оборота, покрыть их защитным слоем лака и восполнить утраты красочного слоя. Над концепцией проекта работа ещё ведётся, выставка будет представлена в двух залах. - Помимо искусства республик, а у нас все республики в коллекции представлены, один зал будет представлен искусством РСФСР, потому что РСФСР - это была ведущая республика. Всё группировалось вокруг Москвы, и искусство, которое было политизировано, отражало все этапы создания и движения государства в сторону социализма, а потом коммунизма. Наша коллекция позволяет показать начиная с 1922 года все темы, все главные образы в истории нашей страны, которые были отражены в искусстве, поэтому здесь будет и коллективизация, и индустриализация, и культурная революция, и Великая Отечественная война, и репрессии - объективный подход к освещению темы Советского Союза, - отметила Людмила Богомолова. Реставрационные работы продолжаются. Погрузиться в атмосферу СССР омичи смогут осенью, придя на выставку в центр "Эрмитаж-Сибирь". Автор текста: Алина Кочергина Фото: скриншот видео