Классика, опера и авангард. Московские театры летом 2022 года: что посмотреть?
ИЮЛЬ Опера "Тоска" Когда и где: 20 июля 19:00, МАМТ Фото из спектаклей - с официальных сайтов театров. Оперу "Тоска" Джакомо Пуччини можно по праву назвать одной из самых репертуарных опер в мире. Премьера этого великого произведения состоялась больше 120 лет назад – 14 января 1900 года. Своеобразие оперы – в ее тесной привязке к историческим событиям. Любовная драма разворачивается на фоне освободительной борьбы сторонников Римской республики против оккупировавших город войск Неаполитанского королевства. Реальный эпизод, упоминаемый в опере – битва при Маренго, в которой войска Наполеона разбили австрийцев и их союзников. Сарду писал роль Тоски в расчете на Сару Бернар, и традиция исполнения заглавной партии незаурядными певицами перешла на оперную сцену. Так, в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко роль певицы Флории Тоски исполняет знаменитая оперная певица Хибла Герзмава. Балет "Баядерка" Когда и где: 23 июля 12:00,19:00 и 24 июля 14:00, Большой театр Премьера балета "Баядерка" состоялась 23 января 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре. Либретто написал хореограф спектакля Мариус Петипа при участии балетного критика Сергея Худекова, музыку – Людвиг Минкус. Московская премьера очень успешного балета прошла лишь два десятилетия спустя. Постановка была осуществлена Александром Горским, который сначала перенес на московскую сцену петербургский спектакль, а затем стал его активно перерабатывать и модернизировать. В "Баядерке" хореографа особенно привлекало все, что было связано с Индией, и в первую очередь праздничный дивертисмент на площади, для которого он сочинил новые танцы, далеко отошедшие от норм балетного театра 19 века. В 2013 году для придания большей торжественности возвращению этого популярного классического балета на Историческую сцену было решено создать новую сценическую редакцию, обновив декорации и костюмы. Николай Шаронов, ученик Левенталя, создал новое сценическое оформление "Баядерки" и одел в новые костюмы ее героев. Как и Горского в свое время, его привлекала возможность усилить индийский акцент в архитектуре, лесу и костюмах. Что, естественно, на сей раз никак не отразилось на классическом характере постановки. Спектакль "Оттепель" Когда и где: 26 июля 19:00, Современник Музыкальный спектакль "Оттепель" – попытка проникнуться особенной атмосферой начала 60-х, воссоздать среду того далекого поколения, о котором сегодняшние двадцатилетние парни и девушки могут только фантазировать, перепевая песни и вчитываясь в тексты этой по-своему великой эпохи. 1960-е – особенный этап нашей истории, который стал отправной точкой для нового развития многих жанров и направлений в искусстве, новых методов и форм. Не зря ведь именно тогда возник “Современник” – свободный от академизма театр, стремившийся дышать в унисон со временем. Поэты-шестидесятники искали свой, не похожий ни на кого, новый язык, чтобы создать совершенно новую поэзию. Так же появились и те песни, для которых сегодня двадцатилетние артисты находят свою интонацию. Спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня" Когда и где: 26 июля 19:00, Мастерская Петра Фоменко Стремление приобщить зрителей к поэтическому миру прозы Вахтина, найти родственную автору атмосферу привело создателей спектакля к форме этюдов, сценических зарисовок, предельно условных и открытых для зрительского восприятия. Поиски интонации, тонкой грани между условностью и подлинностью переживания были главными в этой работе. "Одна абсолютно счастливая деревня" – один из лучших спектаклей Петра Фоменко, пронизанных той невероятной поэтической атмосферой, что заставляет зрителей с умилением и одновременно восторгом наблюдать и быть участниками необыкновенного действа, которое предлагает им театр выдающегося режиссера. Спектакль "Сон в летнюю ночь" Когда и где: 27 июля 19:00, Мастерская Петра Фоменко Сказочная шекспировская комедия про античных афинян, одураченных лесными эльфами. Постановка, которую представил публике Иван Поповски, стала одной из лучших воплощений Шекспира на театральной сцене. В ней нет никаких ухищрений, проекций, визуальных рядов. Классическая постановка спектакля "Сон в летнюю ночь" в мастерской Фоменко оказалась зрелищной, без этого. Художественное решение этого спектакля было создано Константином Лебедевым, а костюмы создала Ангелина Атлагич. Спектакль был удостоен театральной премии "Золотая маска". АВГУСТ Спектакль "Вишневый сад" Когда и где: 4 августа 19:00, Театр имени Моссовета Классическая пьеса Чехова "Вишневый сад" в постановке Андрея Кончаловского стала заключительной частью чеховской трилогии режиссера на сцене Театра имени Моссовета, начатого спектаклями "Дядя Ваня" (2009 г.) и "Три сестры" (2012 г.). По словам Андрея Кончаловского: "Пьесой "Вишневый сад" закончилось великое творчество Антона Павловича Чехова. Он писал ее, будучи тяжело больным, и невесело шутил, что, по его докторским расчетам, он задержался на этом свете, по крайней мере, года на три. Зная приближающуюся развязку, он решил попрощаться с жизнью весело, именно поэтому он писал "Вишневый сад" как комедию". "Вишневый сад" в театре Моссовета – это не эксперимент с чеховским текстом, а классическая постановка. Спектакль "Lё Тартюф. Комедия" Когда и где: 10 августа 19:00 и 11 августа 19:00, Театр на Таганке "Тартюф, или Обманщик" Мольера был написан еще в 17 веке, но лейтмотивы пьесы — ханжество, лицемерие и безответственность – всегда были свойственны человечеству в той или иной мере. Все члены семьи Оргона, включая его самого, заняты бесконечным выяснением отношений и упускают возможность увидеть комичность своего быта. На фоне этой суеты появляется он – Тартюф, лжец и обманщик, который готов воспользоваться ситуацией и поставить финальную точку в этой катастрофе. Вопрос напрашивается сам по себе – а не сами ли мы создаем таких "тартюфов"? "Lё Тартюф. Комедия" – постановка, которая переосмысляет традиции французского фарса, жанра комедии, для которого характерно внешнее проявление комических приемов. Спектакль "Служанки" Когда и где:13 августа 19:00 и 27 августа 19:00, Театр Романа Виктюка Поставленный впервые в 1988 году в театре "Сатирикон" спектакль "Служанки" принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положили начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется. Спектакль представляет собой совокупность драмы, хореографии и музыки, в которой каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров, отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку. Спектакль "Волки и овцы" Когда и где: 14 августа 19:00 и 28 августа 19:00, Театр имени Моссовета "Волки и овцы" – размышление о русском характере, в котором есть все: от корыстолюбия и расчетливости до богобоязненности и милосердия. В спектакле нет жесткого разделения на "волков" и "овец", каждому из персонажей присущи и те, и другие качества. В постановке Игоря Яцко нет обличительного пафоса, режиссер и артисты раскрывают характеры героев с добрым юмором и при помощи музыки, которой очень много в спектакле, и через которую передаются воспоминания Мурзавецкой о ее бурной молодости. Коварство и покаяние – горизонталь и вертикаль этого серьезного и веселого спектакля, рассчитанного на широкую зрительскую аудиторию. Спектакль "Мастер и Маргарита" Когда и где: 31 августа 19:00, Театр на Таганке В 1977 году спектакль "Мастер и Маргарита" режиссера Юрия Любимова стал первой сценической постановкой знаменитого романа Булгакова. С тех пор спектакль неизменно собирает аншлаги в Театре на Таганке. Здесь и вольный писательский дух, и отсылки к историческим и евангельским текстам, и блистательный комизм, приметы быта, нравов, предпочтений. И самое серьезное и главное в романе, сильнейшая мистическая составляющая – особый ключ, убеждающий, что Иешуа существовал. На сцене абсолютно органичный синтез всех частей романа, каждая из которой не может быть понята отдельно.