Режиссер душ и ценитель слова: ученики вспоминают мастера Петра Фоменко

Сегодня 90 лет со дня рождения режиссера, учителя и основателя «Мастерской Петра Фоменко». Его постановки стали классикой отечественной сцены еще при жизни. Как сегодня живет театр, узнала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.

Режиссер душ и ценитель слова: ученики вспоминают мастера Петра Фоменко
© Мир24

Капустник в «Мастерской Петра Фоменко». Первый без Фоменко. Зима 2013-го. Небольшая постановка «Осиротевший цирк». Актеры будто пытаются в полутьме нащупать дорогу, когда опустел кабинет мастера.

«Мы привыкли, что он нас куда-то направляет, ведет», – говорит актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Олег Любимов.

Луч проектора рисует портрет мастера в здании Новой сцены. Она у театра появилась в 2008-м, когда театральной труппе уже было 20 лет.

Мастерская Петра Фоменко началась с его первой группы, которую он набрал на режиссерский факультет ГИТИСа. В ней был Сергей Женовач, сестры Кутеповы, Олег Любимов. Позже их назвали «старики».

«Прелесть курса, что все «летали». Все этюды заканчивались буквально полетами во сне и наяву. У этих девяти артистов и шести режиссеров все получалось, они полетели», – отмечает художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович.

Фоменко и сам учился в ГИТИСе после того, как из школы-студии МХАТ его отчислили за хулиганство.

«Фото всех мэтров. Вот Петр Наумович, а это учитель Андрей Гончаров», – делится Евгений Каменькович.

На репетициях Фоменко не замечал времени. В аудиториях засиживались до последнего поезда метро.

«Он придавал колоссальное значение слову. Для него слово и разбор текста имели первостепенное значение. Он переживал, что театр уходит в визуальную сторону», – говорит Олег Любимов.

Для учеников Фоменко придумал «Вечер проб и ошибок». Каждый может поставить небольшой эпизод или сыграть кого угодно. Почти 20 лет назад Анатолий Горячев выбрал гоголевские «Записки сумасшедшего».

«Потом он говорит: «Слабо тебе еще дальше продолжить это дело?» Мы сидели очень долго. Пунктуацию он менял. Для него важна перспектива. У него есть такой конек – не ставь точки», – делится актер театра «Мастерская Петра Фоменко» Анатолий Горячев.

В этот раз на сцене 413-й показ моноспектакля. В зале снова ни одного свободного места.