Наталья Конева: «Люди, победившие фашизм, не имеют грехов перед народами Европы»

В 2022 году в столичном издательстве АСТ вышла книга Натальи Коневой «Без войны и на войне» – очень личная, основанная на дневниковых записях, редких интервью и неопубликованных ранее письмах легендарного полководца, маршала Победы Ивана Конева. Благодаря любящему взгляду и кропотливому исследовательскому труду его дочери мы, пожалуй, впервые так полно можем представить, каким на самом деле был этот удивительный человек – один из главных сталинских командиров, сверявший свои стратегические планы с произведениями Льва Толстого, которого боготворил.

Наталья Конева: «Люди, победившие фашизм, не имеют грехов перед народами Европы»
© Свободная пресса

Человек большой внутренней культуры и ярких страстей, среди любимых собеседников которого были писатели Константин Симонов и Борис Полевой, поэт Александр Яшин и архитектор Евгений Вучетич. А однажды он и сам, по воле Сталина, неожиданно для себя стал героем одного из литературных произведений, надолго вошедших в советскую школьную программу. О личных воспоминаниях, исторической памяти и современном отношении к героическому прошлому в России и Европе мы говорим с дочерью маршала и автором книги «Без войны и на войне» Натальей Коневой.

«СП»: – Наталья Ивановна, почему в окружении Ивана Степановича оказалось так много гуманитариев, людей, далеких от армии – поэтов, писателей, архитекторов?

– Папа всю жизнь уважал и любил творческих людей – ему с ними было интересно. В его близкое окружение входил не только Константин Симонов. В архиве я нашла книжку, подаренную на папин юбилей Сергеем Михалковым, сборник стихов от Расула Гамзатова. У нас в доме бывал известный поэт Александр Яшин, они с отцом дружили. Неизгладимое впечатление на меня произвел чудесный поэт Сергей Орлов, автор стихов «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат». На фронте Орлов был танкистом, горел в танке. Настоящим папиным другом был Борис Полевой – они и вместе воевали, и потом очень тесно общались. У меня сохранилось огромное количество писем Бориса Николаевича. Он писал отцу даже в больницу, папа ему отвечал. Сегодня интересно читать их забавные добрые перепалки в этих письмах. Дружеские отношения у отца сложились с Евгением Вучетичем, автором скульптурного памятника «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане. Вучетич лепил отца примерно за год до смерти, подолгу гостил на даче, работал с натуры. Я очень люблю этот портрет – уже усталого, умудренного жизнью старика. Вучетичу было поручено и создание бюста Конева, их после войны по распоряжению правительства ставили на родине дважды Героев Советского Союза. Здесь Вучетич изобразил отца молодым, с разворотом плеч, в орденах.

«СП»: – В своей книге вы очень тепло пишете о родовом доме своего отца, который на удивление хорошо сохранился до наших дней…

– Эту избу из северного леса строил еще мой дед в 1860-м году. И он практически цел – со всеми подлинными бревнами, полатями, полами. В отличие от самой деревни, уже давно заброшенной. Мне предлагали переместить этот дом в другое место, но вырывать его из «родного» ландшафта, где тот самый вид на речку, на некогда оживленный тракт, мне кажется неправильным. Там же стоит и памятник отцу работы Вучетича. Мне бы хотелось посвятить отдельную книгу всем этим замечательным людям, крупным творческим личностям, которые, каждый по-своему, отозвались в судьбе отца – своими текстами, мыслями. Ведь отец их не просто знал – он читал их всех, в том числе и широко известного тогда Александра Корнейчука, автора пьесы «Фронт». Папа рассказывал, что как-то на встрече в Кремле, где присутствовало много высокопоставленных военных, Сталин вдруг спросил: «Вы читали «Фронт» Корнейчука?». Видимо, это была действительно важная для него книга. Георгий Жуков тут же ответил, что еще не читал, и вопросов к нему больше не было. А отец признался, что читал. «Ну вы же догадались, что Огнев – это вы?», – как-то даже с вызовом спросил Сталин. «Вроде как и не догадался, товарищ Сталин», – помедлив, ответил отец. (В основе сюжета пьесы «Фронт» – конфликт между старым и молодым поколением командиров, получивших свой военный опыт на фронтах Великой Отечественной войны. Командующий армией Огнев — молодой образованный генерал — идёт наперекор воле воюющего по старинке Горлова, одерживает победу и в итоге именно его назначают командующим фронтом. По легенде «Фронт» был написан по личному указанию И. В. Сталина и с его личными правками. – ред.). Еще мне очень хочется успеть сделать книжку о маме, Антонине Васильевне. Сохранился ее дневник, очень личный, конечно. Но и в нем немало фрагментов, которые могут быть опубликованы. Ведь это целый пласт семейно-бытовой, жизни нашей семьи.

«СП»: – Вы не только пишете книги, но и преподаете, возглавляете Фонд памяти полководцев Победы, курируете множество проектов. Как все успеваете?

– По образованию я филолог, доцент, уже больше сорока лет преподаю в Военном университете Министерства обороны России будущим военным переводчикам и журналистам.

Когда я начинала учиться на романо-германском отделении филфака МГУ, заведующим нашей кафедры был Роман Самарин, из рода знаменитых русофилов Самариных, человек потрясающего энциклопедизма. В какой-то степени под его влиянием я выбрала темой своей научной работы творчество позднего Киплинга, защитила кандидатскую.

Я очень горжусь своими коллегами, многие из которых стали крупными филологами, достигли больших высот в науке. Но про себя я всегда знала, что я – именно преподаватель, люблю и умею работать с аудиторией. Это моя судьба.

СП: – В 2022 году вашему Фонд памяти полководцев Победы исполнилось уже 20 лет.

– В 90-е годы полководцы Победы, к которым принадлежал и мой отец, вдруг оказались на периферии общественного внимания и с этим надо было что-то делать. Только было не очень понятно, что и как. На помощь пришли друзья детства и юности из полководческих семей. Кто-то был также как и я из послевоенного поколения, а кто-то и старше, как дочери Жукова, Эра и Элла, они еще до войны родились. И Марию, младшую, я тоже неплохо знала. Объединившись, мы решили сделать красивый настенный календарь «Полководцы Победы». Стали собирать фотографии в семьях. Мне хотелось, чтобы фотографии были не дежурные, как на паспорт, а яркие, c характером. В календарь вошли фото десяти полководцев, только тех, которые были награждены высшим военным орденом «Победа». Таких у нас десять человек. Одиннадцатым, кто имел такой орден был Верховный главнокомандующий. И пять иностранных государственных деятелей: фельдмаршал Монтгомери, маршал Польши Роля-Жимерский, Иосип Броз Тито, Дуайт Эйзенхауэр, король Румынии Михай I. Но главный акцент был сделан именно на советских полководцах. Перекидной календарь получился действительно шикарный! Удалось даже уговорить директора Алмазного фонда, чтобы нам разрешили сделать фото звезды «Победы», как говорится, в натуральную величину. А спустя какое-то время я увидела по телевизору, как во время одной из стихийных демонстраций на Тверской люди в боевых наградах несут впереди себя, как иконы, портреты из нашего календаря. Затем эти портреты появились в газетах. И я поняла, что мы на правильном пути.

В начале двухтысячных наш Фонд памяти полководцев Победы оформился уже официально. В Торгово-промышленной палате на Ильинке

прошла наша первая выставка фотографий из семейных архивов. Очень помог с организацией Евгений Примаков, тогдашний руководитель Палаты. Вторым большим делом, которым мы гордимся, стало издание книги «Имена Победы». Координатором этой работы от Фонда была дочь маршала Малиновского – Наталья Родионовна, профессиональный филолог. Семьи полководцев «вынули» из своих архивов редкие документы, письма, фотографии. В книгу вошли не исторические очерки опытных литераторов, а живые свидетельства реальных участников, подлинные мемуары, они сделали «Имена Победы» по-настоящему уникальным чтением. Сегодня наш двухтомник выдержал уже пять изданий.

Мы с удовольствием продолжаем заниматься выставками. Однако, начав с книг и фотографий, сегодня я как руководитель Фонда отчетливо понимаю, что обращаясь к нынешнему молодому поколению, которое знает о войне гораздо меньше, мы должны максимально использовать аудиовизуальные средства. Поэтому в июле этого года на сайте fond-polkovodcev.ru открылся наш виртуальный музей полководцев Победы. Его героями стали люди, сыгравшие решающую роль на заключительном этапе войны, которые шли впереди своих фронтов на историческом параде Победы – Жуков, Конев, Рокоссовский, Малиновский, Толбухин, Говоров, Еременко, Баграмян, Мерецков. В специальном разделе мы покажем все то, что любили, знали, чем так дорожили наши полководцы: там будут мемуары, рассказы о друзьях, близких, семейные истории, любимые книги, любимая музыка, интервью со всеми членами семьи. Мы делали этот проект около двух лет. Собран гигантский пласт информации, работать с ней нам помогает команда профессионалов, владеющих самыми современными медиатехнологиями.

«СП»: – Насколько тяжелым испытанием для вас стали «новости» о сносе памятников нашим военным, и в частности, маршалу Победы Коневу в ряде европейских стран?

– Еще в годы учебы в МГУ наш преподаватель, профессор Леонид Андреев, как-то сказал: вы думаете, ХХ век начался в 1900 году? Нет, друзья моя, ХХ век начался в 1914 году. Это год начала Первой мировой войны. И привел знаменитое стихотворение Гийома Аполлинера о маленьком автомобиле, что привез нас в новую эпоху, в которой всем нам, «хотя мы и взрослые, предстоит родиться снова».

Сегодня я думаю, что XXI век тоже начался не в 2000 году. Он начался сейчас, когда мир оказался в состоянии жуткой разделенности, уже открытой горячей войны. Дело даже не в Украине – на наших глазах идет очень жесткий передел мира… Ну а лично для моей семьи тяжелым предвестьем 21 века стали события, когда в Кракове на горе, где стоял памятник моему отцу, на этот памятник набросили петлю, такую особо крепкую веревку. Сдернув памятник с постамента, они поднимали его на этой веревке в петле. Когда я увидела это по телевизору, первая мысль была: боже мой, повесили! За какие грехи?! Меня очень ранило то, что поляки сделали это именно таким образом. При том, что Краков был спасен благодаря именно нашим войскам. Его немцы были готовы взорвать, и только наступление огромной армады войск Красной армии вынудило их уйти. Потом уже в Силезии отец их добивал.

Еще одно предвестье новых времен я увидела в Праге, когда размалевали розовой краской танк, который первым вошел в столицу Чехии. Как известно, никто танковых боев в Праге не устраивал. К четырем часа утра 9 мая были введены 1500 наших танков. И немцы быстро ушли из города. Хотя первоначально армия генерала Шернера готовилась сопротивляться до последнего. Таким образом Прага была спасена.

«СП»: – В вашей книге я с интересом прочитала отрывки из воспоминаний Ивана Степановича – как в Праге «исчезали» один за другим наши офицеры связи с донесениями о всех обстоятельствах освобождения города. Оказалось, что они физически не могли пробиться сквозь толпы ликующих пражан. Люди буквально засыпали наши танки букетами цветущей повсюду сирени, гремели победные салюты.

– Сохранилось множество документальных кадров, как Прага встречала наших солдат. Ликование было неподдельным! И вот прошла вечность. Сняли доску с ратуши, о том, что войска 1-го Украинского фронта освободили Прагу в 4 часа утра 9 мая 1945 года. Снимали под покровом ночи, после голосования, которое якобы шесть часов продолжалось. Сейчас инициатор такого решения некий Ондржей Коларж себе на этом политическую карьеру делает.

Когда был демонтирован памятник отцу, который стоял в центре Праге, на площади Интербригады, мы с семьей пытались выяснить его судьбу, и, может быть, добиться его передачи нашей стране… Кстати, краковский памятник удалось вызволить, земляки поставили его в Кирове. Его автор – известный польский скульптор Антони Хайдецки, он умер не так давно.

И вот наконец последняя, очевидно политическая акция была, когда 9 мая отца «лишили» грамоты почетного гражданина. Между прочим, Коневу ее на Вацлавской площади, при огромном стечении народа вручал законный президент буржуазной Чехословакии Эдвард Бенеш. Саму эту грамоту после папиной кончины я передала в Музей современной истории.

«СП»: – Сегодня вы говорите обо всех этих событиях с завидной выдержкой. Или это только внешнее впечатление?

– Я думаю, что каждый народ имеет право ставить те памятники, которые он считает нужными. И что со временем, возможно, некоторые из них, вследствие общего мнения людей, а не какой-то отдельной группы, могут быть перемещены. Именно памятники, а не надгробные стелы, которые стоят над могилами! Таких в Европе тоже много. Но делать это надо с уважением и достоинством. Потому что люди, победившие фашизм, не имеют грехов перед народами Европы. Боевые знамена не должны быть обращены в прах, их можно сдать в музей. Памятники также можно перемещать с достоинством, либо передать их нашей стране, но не делать экспонатами некоего будущего музея тоталитаризма, в который, как я предполагаю, нынешние деятели постараются внести абсолютно все, включая и общую борьбу с фашизмом. Ну а лично я хотела бы, чтобы памятник моему отцу вернулся в Россию. Мы должны собирать свою историю, раз уж она неугодна там. Собирать и беречь.

«СП»: – Кто-то из вашей семьи избрал военную стезю?

– У меня был брат Гелий от первого, еще довоенного брака отца. Он очень хотел быть военным, хотя природой ему было предназначено другое. Брат блестяще пел, играл, имел абсолютный слух. В свое время композитор Цфасман пригласил его в свой джаз. Но еще больше Гелию хотелось заслужить одобрение отца, поэтому он выбрал карьеру военного, хотя до конца реализоваться в ней так и не сумел. А вообще у нас в семье рождались в основном девочки. Две дочери у отца, три внучки, две правнучки. Моя дочь – многодетная мать, у нее трое детей. И наконец у нас родился мальчик! Степе 8 лет, и знаете, он обожает все, что связано с военным делом. Сидит и рисует военные карты, направление ударов и все такое, хотя его никто этому не учил, конечно. Любит военную форму. Ну что тут скажешь? Гены – дело крепкое…

Фото из личного архива Н.И.Коневой