«Царицынская опера» в Волгограде сделала перезагрузку и закрыла сезон
Воскресный вечер 3 июля ознаменовался в «Царицынской опере» гала-концертом «Опера. Перезагрузка», который подвел итог завершившемуся театральному сезону. Театр заблаговременно известил зрителей, что решил обновить, очевидно, и их, и свою музыкальную память «в свежем, смелом, модном стиле», переустанавливая свое программное обеспечение «с поддержкой виртуозного вокала, ярких балетных номеров и мощного оркестрового сопровождения»!
Короче, полный апгрейд! Заявка, согласитесь, солидная. Главное, чтобы рублевый размах не завершился копеечным ударом. А насколько задуманное удастся осуществить реально и поднимется ли после перезагрузки художественный уровень спектаклей, поклонники «Царицынской оперы» узнают уже в следующем сезоне, открытие которого запланировано на сентябрь. А пока вслед за перезагрузкой на очереди у всего коллектива театра – летние отпуска, после которых и начнется подготовка к новому сезону. За прошедший же сезон «Царицынская опера» порадовала своих зрителей несколькими новыми постановками, в числе которых оперы «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха и «Служанка-госпожа» Джованни Перголези, новые версии оперы «Иоланта» и балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского, три обновленных одноактных балета и несколько оригинальных концертных программ. Поистине боевой, восторженный тон всей концертной программе задали сцены из оперы Ж. Бизе «Кармен» с куплетами Тореадора в мастерском исполнении Руслана Сигбатулина и зажигательные танцы тореадоров из балета Л. Минкуса «Дон Кихот». Эстафету балетного и оперного искусства успешно приняла солистка театра Светлана Сигбатулина. Она порадовала зрителей своим исполнением арии Джудитты из одноименной оперетты Ф. Легара. Но, пожалуй, наибольший успех в первом отделении концерта выпал на долю тенора Алексея Михайлова, с большим подъемом и высоким эмоциональным накалом исполнившего арию Канио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы». Публика наградила артиста шквалом аплодисментов и восторженными возгласами «Браво!». Программа финального гала-концерта дала возможность поклонникам театра в очередной раз пролистать в памяти страницы целого ряда популярных оперных и балетных спектаклей, которыми театр радует волгоградцев на протяжении долгих лет. Тем, кто помнит эти постановки с полюбившимися исполнителями ведущих партий, было особенно интересно посмотреть сцены и послушать знаменитые арии и дуэты в исполнении новых солистов-вокалистов, сравнительно недавно пополнивших труппу театра. Дуэт Фьордилиджи и Дорабеллы из популярной оперы В. А. Моцарта «Школа любви», удостоенной Государственной премии Волгоградской области и показанной театром в 2018 году в Москве, по-новому прозвучал на гала-концерте в исполнении молодых вокалисток Роксаны Кокиной и Веры Позолотиной. Преданные поклонники театра наверняка сравнивали их выступление с первыми непревзойденными исполнительницами этих блистательных ролей в нашем театре – Еленой Плешаковой и заслуженной артисткой России Еленой Барышевой. Очень жаль, что этих признанных мастеров сцены не оказалось в программе заключительного гала-концерта, как и некоторых других любимых зрителями вокалистов. А ведь в итоговом концерте сезона всегда хочется увидеть всех ведущих солистов театра – и вокалистов, и артистов балета. Впрочем, мастерством некоторых ветеранов сцены «Царицынской оперы» зрители насладились и на этот раз. Знаменитую арию Роберта из оперы «Иоланта» с неиссякаемым вдохновением исполнил Максим Орел, куплеты Гофмана – Виталий Ревякин и куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» – заслуженная артистка России Анна Девяткина… Первое отделение концерта показалось немного скучным и затянутым (длилось больше часа) из-за некоторых слишком длинных сцен. Зато второе с лихвой компенсировало первое разочарование зрелищностью, актерской игрой и оригинальностью сценария. Второе отделение гала-концерта началось в интерьере декорации вечернего паба «Опера», где завсегдатаи за столиками с кружками пива наслаждаются красивыми номерами варьете с музыкой, пением и танцами. Бас-баритон Александр Еленик в сопровождении артистов балета мастерски исполнил зажигательные куплеты Мефистофеля, а затем переоблачился в бармэна питейного заведения и вместе со всеми за стойкой бара наслаждался выступлениями солистов оперы, артистов хора и балета.
Прозвучали в концерте популярные арии из опер «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон Жуан» В. Моцарта, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. Мусоргского, хор и дуэт из «Травиаты» Дж. Верди… Артисты балета порадовали зрителей несколькими оригинальными номерами и эффектными сценами из балетных и оперных спектаклей. Автор сценария, режиссер-постановщик гала-концерта Александр Зверев и главный дирижер театра Сергей Гринев не просто эффектно объединили все номера программы в своеобразное кабарэ-шоу, но и перенесли фрагменты классических произведений прошлого в наши дни. Герои опер и балетов оказались весьма узнаваемыми нашими современниками: артисты балета, например, танцуют на вечерней площади у величественного дворца в джинсах, обычных майках и рубашках в клетку... А героиня оперы Ж. Россини «Севильский цирюльник» Розина в стильном брючном костюме лихо прикатила на сцену с дружком-мажором на суперкрутом байке. Исполняя знаменитую каватину Розины, солистка театра Екатерина Богачева выглядела скорее современной бизнес-леди, чем кроткой дамой времен Россини или Розиной Фроси Бурлаковой, которую многие помнят по популярному фильму «Приходите завтра». Исполнив знаменитую арию, актриса снова села на мотоцикл и эффектно укатила за кулисы. Этот номер благодаря фантазии постановщиков, конечно, стал изюминкой программы. …Еще один театральный сезон «Царицынской оперы» завершен и уходит в историю культурной жизни города. Театр подарил волгоградским зрителям много приятных минут общения с большим искусством. А чем этот сезон был особенно интересным для самих работников театра и чем запомнится им? Татьяна Ерохина, главный балетмейстер, заслуженный работник культуры РФ: – Этот сезон запомнится мне стопроцентной заполняемостью зрителями нашего театрального зала и премьерами обновленных балетных спектаклей «Вальпургиева ночь», «Павана Мавра», «Пахита» и «Лебединое озеро». Запомнится также встречами и работой с интересными, замечательными людьми, мастерами своего дела – режиссером Михаилом Панджавидзе и ведущей солисткой балетной труппы Большого театра, заслуженной артисткой России Еленой Андриенко. Руслан Сигбатулин, солист-вокалист: – Сезон был наполнен большой серьезной работой над последним премьерным спектаклем «Сказки Гофмана», где я играю сразу четыре роли. В этом сезоне, как сказал директор, мы дали порядка 190 спектаклей и концертов, в значительной части из которых я принимал участие. Думаю, что мы хорошо порадовали наших зрителей в этом сезоне. Он оказался успешным, главное – плодотворным в работе. Светлана Яковлева, солистка балета: – Главное событие сезона, которое мне запомнится, – это, конечно, премьера новой редакции «Лебединого озера». В первом акте я танцевала па-де-труа. Это была для меня достаточно интересная партия. Помимо спектаклей классического репертуара, в этом сезоне у нас было много интересных концертных программ эстрадного формата. Из последних премьер – «Хиты зарубежной эстрады», обновленная редакция шоу-ревю «Синема-лэнд»… Это совершенно другая музыка, другая хореография, работать над которой было одно удовольствие. Алексей Шапошников, солист-вокалист: – Этот сезон запомнится мне плодотворной работой и хорошими премьерами. Но все же самым интересным и самым важным для меня в этом сезоне оказалось рождение дочери… Теперь я счастливый отец двоих детей – сына и дочки. Александр Чупраков, солист балета: – Этот сезон был наполнен большим количеством балетных премьер. Горжусь, что у нас интересные, качественные, красивые спектакли. Очень важной своей работой считаю партию злого волшебника Ротбарта, которую я исполнил в новой постановке «Лебединого озера». Мы также много заняты и в оперных спектаклях. Работа в них тоже доставляла удовольствие. Николай Черепанов, руководитель оперной труппы, заслуженный артист России и Украины: – Этот сезон в нашем театре ознаменован очень интересными премьерами. Я считаю просто грандиозной работу над оперой Оффенбаха «Сказки Гофмана». На данный момент, я считаю, это одна из лучших наших постановок. Сценография спектакля, игра актеров, впечатляющие массовые сцены – все на достаточно хорошем уровне. Важно также, что в этом сезоне мы показали в полном формате обновленный балет «Лебединое озеро», в который добавили первый акт. В новом сезоне планируем поставить оперу Россини «Севильский цирюльник». А в октябре намечен показ нашего спектакля «Богема» в Москве.