В Мраморном зале Самарского художественного музея представлены произведения отечественных классиков из фондов
От "Бубнового валета" до соцреализма Главные тенденции в живописи не раз менялись за эти десятилетия. На выставке представлены работы, созданные в самых разных творческих манерах. Открывает экспозицию "Октябрьский натюрморт" художницы русского авангарда Надежды Удальцовой. 1927 год. Совсем недолго до провозглашения соцреализма главенствующим художественным направлением. Уже десять лет, как распался "Бубновый валет", а Удальцова пишет натюрморт в стилистике именно этой группы, боровшейся с идейностью в искусстве. Здесь же – работы авторов совершенно другого направления. Представителей крупнейшего объединения 1920-х годов – Ассоциации художников революционной России (АХРР). В чем-то они продолжают начатое передвижниками, но вот герои на их картинах другие. Все чаще им становится вождь пролетариата, как на картинах "В. И. Ленин в Смольном" Исаака Бродского и "В. И. Ленин на Красной площади" Бориса Иогансона. На выставке можно ощутить атмосферу предвоенного и послевоенного времени, когда на картинах появляются метростроевцы, физкультурники, демонстрации, кузнецы, строители ГЭС. Прежние бунтари и экспериментаторы создают вполне традиционные вещи. Как, например, один из ярких авторов объединения "Бубновый валет" Аристарх Лентулов, написавший в 1942-м картину "Оборона Ленинграда". Художники экспериментальных объединений, не пожелавшие меняться, нашли себя в "безопасном" жанре натюрморта. Это, например, Илья Машков из "Бубнового валета" и Павел Кузнецов из "Голубой розы". Один из лидеров Общества художников-станковистов (ОСТ) Юрий Пименов в начале 1930-х обратился к импрессионистской манере. В ней написана картина "Почта пришла", которую также можно увидеть на выставке. Крупнейший портретист первой половины ХХ века Павел Корин представлен здесь портретом прославленного летчика Громова. Праздник будет Путешествуя по выставке, можно увидеть, как с середины 1950-х годов меняется интонация картин. В них становится меньше пафоса и больше теплоты. В этом ряду особенно выделяются две работы Аркадия Пластова. Особенно "В лесу за елкой". Эта картина написана в 1959-м. Тогда не было елочных базаров, а детям хотелось праздника. И вот мы видим лошадь, которая везет сани с елкой. Впереди Новый год. Сани едут через заснеженный березняк солнечным днем. Лес полон света. Снег, видно, выпал недавно. Чувствуется, что он легкий и пушистый. Белый снег, белые стволы берез и лошадка тоже белая. И у зрителя возникает ощущение радости: будет праздник. Картины времен "оттепели" представлены на выставке двумя основными направлениями. Первое – "суровый стиль". Мы видим здесь произведения Гелия Коржева, Петра Оссовского, Юрия Боско, Игоря Обросова. В своем творчестве они отразили настоящую, не придуманную идеологами жизнь. Другое направление – русский авангард, представленный здесь работами создателя студии "Новая реальность" Элия Белютина. Картина искусства второй половины ХХ века отражена главным образом произведениями самарских авторов. Работы "шестидесятников", участников выставок, организованных ГМК-62, Валентина Белоусова, Вадима Сушко, Дмитрия Кондратьева, Анатолия Песигина свидетельствуют о разнообразии творческих поисков того времени. На выставке можно проследить и тенденции искусства конца прошлого века. В 2004 году, после окончания Венецианской биеннале, в музее оказались работы некоторых современных авторов, которые выставлялись в российском павильоне "Возвращение художника". Из этой коллекции на выставке можно увидеть декоративную композицию "Поцелуй" Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, работу Константина Звездочетова "Голубые города" и фотографии Сергея Браткова. Экспозиция дополнена графикой известных художников ХХ века - Александра Дейнеки, Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Анатолия Зверева, а также скульптурами самарских мастеров Василия Акимова и Анатолия Головнина. На открытии выставки директор Самарского художественного музея Алла Шахматова презентовала альбом "Грани ХХ века". Она также сообщила, что работами российских авторов, хранящимися в Самаре, заинтересовались в Москве, в Музее современного искусства. Выставка этих произведений пройдет там в октябре-ноябре нынешнего года.