Пермский театр оперы и балета представил премьеру оперы "Норма" Винченцо Беллини
ПЕРМЬ, 26 июня. /ТАСС/. Премьера шедевра музыкального романтизма - оперы "Норма" итальянского композитора Винченцо Беллини - состоялась в Пермском театре оперы и балета. Заглавную партию в премьере исполнила заслуженная артистка России Вероника Джиоева, над постановкой работали дирижер Мигран Агаджанян и режиссер Максим Петров.
"Выбор для постановки "Нормы" - смелый шаг для театра: опера супервиртуозная. Но одновременно это серьезный задел на будущее: "Норма" - отличный материал для певцов, для их развития. Принято считать, что у Беллини музыка прежде всего вокальная, а оркестру он уделяет мало внимания. В этом сложность моей задачи: я должен разрушить этот стереотип", - рассказал дирижер Мигран Агаджанян.
По словам постановщиков, "Норма" Винченцо Беллини вошла в историю искусства как один из величайших шедевров белькантовой традиции, сочетающий классическую гармонию со страстностью романтизма. Мировую славу опере принесла знаменитая ария "Casta diva", ставшая символом оперного искусства. Несмотря на популярность "Нормы" во всем мире, в России опера Беллини ставится достаточно редко, а в Перми она будет представлена впервые.
Для режиссера спектакля и известного российского хореографа - лауреата Национальной театральной премии "Золотая Маска" Максима Петрова - "Норма" стала дебютом на оперной сцене. Вместе с ним над спектаклем работали художник-постановщик Альона Пикалова, художники по костюмам и свету Ирэна Белоусова и Константин Бинкин. Куратором проекта выступил старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа и один из ведущих мировых специалистов в области итальянского искусства 15-17 веков Аркадий Ипполитов.
Оформление и либретто
"В качестве эталона для стилистического решения спектакля вместе с режиссером Максимом Петровым и художником Альоной Пикаловой нами были выбраны картина "Сон Оссиана" Жана Огюста Доминика Энгра (1813) с его странной потусторонностью и фантастические проекты французских архитекторов конца 18 века Этьена-Луи Булле, Клода-Николя Леду и Жан-Жака Леке. Работы эти относятся к тому, что именуется неоклассикой, но даже и сейчас, в 21 веке, они смотрятся экстравагантно, в свое же время они считывались радикальным авангардом", - рассказал Аркадий Ипполитов.
Холодная отстраненность, как отметил Ипполитов, как нельзя лучше подчеркивает отвлеченную, чуть ли не абстрактную красоту стиля бельканто. Декорациями к спектаклю служит весьма необычный храм друидов, где разгорается основной конфликт постановки. По сюжету, римский проконсул Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальджиза, в итоге также изменившая своей религии ради него. Узнав о предательстве возлюбленного, Норма решает убить детей, но материнские чувства берут верх. Тогда верховная жрица решает благословить союз Поллиона и Адальджизы с условием, что молодая жрица заберет ее детей с собой в Рим и воспитает их. Однако и этому плану не суждено сбыться. В финале Норма планирует принести Адальджизу в жертву богам и сжечь на костре, однако в последний момент восходит на костер сама, а вместе с ней и Поллион, осознавший, что любит Норму.
Трагичность всего действа подчеркивается удивительной работой света и нетривиальными костюмами главных героев и хора воинов-друидов. В начале спектакля Норма облачена в черное платье и легкую с пышными рукавами-воланами накидку, а друиды - в белые балахоны. В финале же главная героине облачается в белое, а друиды, сбросив балахоны, остаются в черном. В этот момент красная подсветка и специфический грим друидов добавляют ужаса происходящему на сцене.
История самой сложной партии
В опере "Норма" самой трудной является заглавная партия сопрано, написанная Беллини специально для итальянской певицы начала 19 века Джудитты Пасты. Также признанной исполнительницей партии Нормы стала хорватская и американская оперная певица Зинка Миланова. Однако одной из самых знаменитых исполнительниц этой партии в 20 веке принято считать американскую певицу Марию Каллас. Самой же знаменитой из существующих видеозаписей оперы стала запись Античного театра Оранж (20 июля 1974 года), где партию Нормы исполняет Монтсеррат Кабалье.
В Перми в один из премьерных дней постановки - 28 июня - заглавную партию Нормы исполнит солистка Мариинского театра Мария Баянкина, а 29 июня - солистка Пермского театра оперы и балета Элона Коржевич.
О театре
Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского - один из старейших музыкальных театров России, он создан в 1870 году. Достижения театра были неоднократно отмечены премиями фестиваля-конкурса "Золотая маска".