Певец Серебряного века: Главархив – о юности поэта-символиста Бальмонта
«Познакомился с Бальмонтом. Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник!» - так в свое время писал Горький о своем знакомом – поэте и переводчике Константине Дмитриевиче Бальмонте, одной из самых известных личностей в России начала XX века, ярком представителе русского Серебряного века поэзии. В Главархиве Москвы сохранились особо ценные документы, посвященные его юности и учебе в Московском университете.
Из документов Московского университета известно, что Константин Бальмонт родился 15 июня (3 июня по старому стилю) 1867 года в отцовской усадьбе при деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Так указано в выписке из метрической книги церкви Иоакиманского погоста Шуйского уезда, которая находится в студенческом деле Бальмонта. Из той же записи известно, что родителями поэта были губернский секретарь, мировой посредник Дмитрий Бальмонт и его жена Вера, Лебедева в девичестве. Позднее семья переехала уже в город Шую, чтобы дать детям полноценное среднее образование.
Константин Бальмонт поступил в Шуйскую прогимназию (общеобразовательное учреждение с программой младших классов гимназии), а затем перевелся во Владимирскую губернскую гимназию, которую и закончил в 1886 году. Свидетельство, опубликованное Главархивом Москвы, повествует о внесении благородного имени имени Константина Бальмонта в книгу дворянства Владимирской губернии.
Со школьной скамьи творчество было главным интересом будущего поэта. В конце 1885 года состоялся литературный дебют Бальмонта. Три его стихотворения были напечатаны в популярном петербургском журнале «Живописное обозрение». Но успехам в учебе, даже в изучении русского языка и словесности, это не помогло. Как свидетельствует аттестат, будущий светоч русской поэзии не проявлял интереса к изучаемым дисциплинам. Но это не помешало ему в том же году поступить в Московский университет на юридический факультет. В ноябре 1887 года за участие в студенческих беспорядках Бальмонта отчисляют без права повторного поступления. Впрочем, гуманное руководство Московского университета Бальмонту не запретило поступить в другой университет.
Билет для входа в Московский университет, опубликованный Главархивом Москвы, может ввести в недоумение - ведь его отчислили! Прожив полгода у родителей в Шуе, Константин Бальмонт пишет новое прошение ректору Московского университета о повторном приеме его на третий семестр на юридический факультет. Его поддержала мать, которая тоже в июле 1888 года обратилась с умоляющими письмами к попечителю Московского учебного округа и руководству университета. Она писала: «… прошу не отказать в добром слове за него.. Позвольте просить Ваше Превосходительство уведомить меня, когда сын мой может приехать в Москву?» Просьбы матери подействовали, и Бальмонта восстановили в Московском университете, невзирая на условия предыдущего отчисления.
Однако судьба как будто направляла юного поэта. Только добившись желаемого, Константин заболевает и в ноябре того же года пишет прошение об увольнении его из числа студентов по состоянию здоровья. В приложенном медицинском свидетельстве был поставлен диагноз «церебральная неврастения». Для поправки здоровья ему был рекомендован «полный отдых от занятий в продолжение нескольких месяцев». Поэт так и не закончил ни одно высшее учебное заведение, даже Демидовский лицей юридических наук в Ярославле, куда поступил в 1889 году. После отчисления в сентябре 1890 года, он окончательно оставил попытки получить диплом.
Тернистый путь поэта, прошедшего через годы безденежья и безработицы, наконец увенчался триумфом. Новая звезда вспыхнула на русском поэтическом небосклоне начале ХХ века. К моменту выхода сборника «Только любовь. Семицветник» в 1903 году Константин Бальмонт уже пользовался всероссийской славой. Восторженные почитательницы–«бальмонтистки» ходили за поэтом по пятам, оспаривая друг у друга его внимание. В этот период Бальмонт часто выступал на концертах с чтением собственных произведений, устраивал публичные лекции, пользовавшиеся большим успехом. Даже во время Первой мировой войны интерес к личности поэта и его творчеству не ослабел. В афише из Главархива Москвы указано: «В 1916 году в зале Синодального училища на Большой Никитской улице в Москве состоялась лекция Константина Бальмонта “Лики женщины в поэзии и жизни”». Встреча прошла с аншлагом. Все вырученные средства пошли на нужды жертв войны в центральное бюро Московского университета.
Уже в эмиграции Бальмонт не раз вспоминал счастливые годы в Москве. На Арбате сохранился одноэтажный особняк, где он жил. В 1920-е годы поэт вместе с семьей уехал во Францию. Но несмотря на это, творчество Бальмонта продолжало жить на Родине: именно в Москве вышло "Избранное", большой том стихов и переводов. Составила его племянница Бальмонта Вера. Спустя годы, в эмиграции, Константин Бальмонт напишет строки, посвященные Москве:
Ни Рим, где слава дней еще жива;
Ни имена, чей самый звук- услада,
Песнь Мекки, и Дамаска, н Багдада -
Мне не поют заветные слова,-
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне: Москва!