Выставка Габриэла Викболда «Общая материя» в музее Эрарта
![](https://i0.wp.com/antennadaily.ru/wp-content/uploads/2022/06/Общая-материя.jpeg)
Музей современного искусства Эрарта представляет первую в России выставку фотографий Габриэла Викболда — одного из самых влиятельных бразильцев современности. На его счету участие в арт-ярмарках Paris Photo и Xposure, сотрудничество с BMW, выставки по всему миру и звание «Мужчина года» по версии журнала GQ.
Фотограф-самоучка приобрел интерес к искусству и сформировал вкус благодаря своей матери-художнице. Викболд шутит, что его неортодоксальный подход к фотографии проявился в детстве, когда он, подражая матери, размазывал краску по всему дому. Теперь его страсть к искусству превратилась в гораздо более контролируемую смесь цветов и изображений, вдохновленную рядом влиятельных личностей, включая испанского режиссера Педро Альмодовара, чешского фотографа и художника Яна Саудека и британского фотографа Ника Найта.
![](https://i0.wp.com/antennadaily.ru/wp-content/uploads/2022/06/11.jpg?resize=413%2C923&ssl=1)
В своем творчестве художник стремится отразить сложность и многообразие человеческой сущности, соединяя реальное и фантазийное так, чтобы результат не был похож на традиционную фотографию. «Меня по-настоящему вдохновляет область, в которой граница между фотографией и изобразительным искусством трудноразличима, — признается автор. — Мне всегда казалась интересной идея положить начало новому художественному направлению, объединяющему в себе фотографию, живопись и графику».
Выставка «Общая материя» в музее Эрарта объединит более 45 фотографий из двух серий — «Наивность» (Naïve) и «Безупречность» (Sans Tache)
В полных суровой выразительности работах из серии «Наивность» различные растения, чучела птиц и иные природные объекты предстают на фоне белых, словно окаменелых человеческих лиц. При создании серии автор использовал сложную технику: на первом этапе он покрывал головы моделей несколькими плотными слоями краски, создавая иллюзию толстой, текстурированной кожи. По мере высыхания краски на ней проступали трещины, подчеркивавшие естественную мимику.
![](https://i0.wp.com/antennadaily.ru/wp-content/uploads/2022/06/05.jpg?resize=886%2C886&ssl=1)
После этого художник стирал излишки краски и накладывал поверх различные природные объекты. В результате процесса, призванного подчеркнуть тесную связь природы и творчества, возникали причудливые существа — люди-гибриды. Работа над циклом началась с того, что автор заново открыл для себя белый цвет, к которому ранее не обращался в своем творчестве. «Слой за слоем сквозь трещины проступал человек, вновь оказавшийся в самом центре пищевой цепи, а не в ее конце — своего рода удобрение, необходимое для появления новой жизни и новых смыслов», — поясняет свою идею художник.
![](https://i0.wp.com/antennadaily.ru/wp-content/uploads/2022/06/1-1.jpg?resize=930%2C929&ssl=1)
Серия «Безупречность» посвящена социальной стигматизации процесса старения. Автор критикует практику чрезмерно тщательной обработки фотоизображений, в результате которой человеческое тело утрачивает любые признаки возраста, негативно воспринимаемые многими как нечто уродливое и неуместное. Вдохновляясь искусством Возрождения и барокко, в частности светотеневыми эффектами Караваджо, Викболд создает своеобразное фотоэссе, словно бы бальзамируя тела моделей в искусственно состаренном виде. Помимо цифровой обработки изображений, художник прибегает и к традиционному методу, известному как grilagem: в Бразилии с давних пор бытовала практика «состаривания» поддельных документов путем помещения бумаги в ящик, полный сверчков. По мнению автора, «любой метод хорош для создания изображения, бросающего вызов эстетической индустрии, засилью “Фотошопа” и современным стандартам красоты».
О Габриэле Викболде
Габриэл Викболд родился в Рио-де-Жанейро в 1984 году. Ранее его деятельность всегда была связана с творчеством — после опыта в области поэзии и музыки он пришел к тому, чем увлечен до сих пор. Викболд начал карьеру фотографа в 2006 году, когда в течение 45 дней фотографировал людей во время путешествия от истока к устью реки Сан-Франсиску. Результатом стала серия «Бразильцы» (Brasileiros). В 2020 году он стал самым молодым художником, чью персональную выставку представили в Музее бразильского искусства при Фонде Арманду Алвареша Пентеаду (MAB FAAP). Также он был выбран «Мужчиной года» по версии бразильского GQ.
Наряду с легендарными художниками Джеффом Кунсом, Цао Фэй и Александром Калдером, Габриэл Викболд также сотрудничал с автомобильным брендом BMW — но он не только разработал дизайн нескольких автомобилей, но и оформил концепт-стор в Париже.
Став одним из самых влиятельных бразильских персон современности, он получил мировое признание — на его счету участие в престижных арт-ярмарках Paris Photo, Xposure в ОАЭ, а также выставки в Сан-Паулу, Нью-Йорке, Стокгольме, Лиссабоне, Лондоне и Майями. В музее Эрарта фотографии Габриэла Викболда будут показаны впервые в России.
Выставка Александра Грекова «Конечная остановка»
Даты проведения выставки: 01 июля 2022 — 30 октября 2022
Музей современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, 29-я линия В. О., 2 Т.+7 (812) 324-08-09 erarta.com