Театральные постановки Татарстана: смотрим дома
В Татарстане отменяют масочный режим — еще один символ пандемии, во время которой театры Татарстана выложили архивы своих постановок. Благодаря этому мы можем делать обзоры театральной жизни. Сегодня мы посмотрим оперу о самом героическом поэте СССР — Мусе Джалиле.
Опера Назиба Жиганова "Джалиль" в постановке Татарского академического театра оперы и балета доступна нам благодаря двум событиям. Телеканал Mezzo, известный в Татарстане благодаря трансляциям концертов Государственного симфонического оркестра РТ, взялся за запись этого полноформатного произведения. А потом показал его 9 мая 2015 года. Как гордо сообщалось в релизах, его увидели зрители 38 стран мира. Общая аудитория канала — около 40 миллионов.
Жиганов написал оперу в 1957 году на либретто Ахмеда Файзи к Декаде татарского искусства в Москве, в рамках которой "Джалиля" поставил главный режиссер Большого театра СССР Борис Покровский. Впервые ее показали в том же году, 15 мая, на сцене театра оперы и балета, а потом — в рамках декады на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. После повезли в Ленинград. Жиганов получил звание "Народный артист СССР" и премию имени Тукая. Это первый год премии, среди лауреатов также — Фарид Яруллин (балет "Шурале"), Ахмед Файзи (за роман "Тукай" и популяризацию творчества Габдуллы Тукая), труппа театра имени Галиаскара Камала (за постановку спектакля "Без ветрил"), художники Лотфулла Фаттахов и Харис Якупов (за иллюстрации к сборнику "Татарские народные сказки") и режиссер Нияз Даутов (за постановки произведений "Алтынчәч" и "Евгений Онегин" в Татарском театре оперы и балета).
"Алтынчәч" — это также опера Жиганова, причем на либретто Джалиля, написанное на основе сказок. Поставлена в 1941 году. Когда поэт уходил на фронт, они обменялись с композитором ремнями, потом Жиганов передаст ремень Джалиля в музей. В 1942 году Жиганов работает над оперой "Ильдар", либретто — вновь Джалиля.
В 1947 году Жиганов и Ахмед Файзи представили публике оперу "Поэт". Одно из рабочих названий — "Муса". Но в то время Джалиль — изменник родины. Только не для Жиганова и Файзи. Опера выдержала 16 показов и была снята с репертуара.
Когда соавторы получили "Моабитскую тетрадь", они отвергли предложение восстановить "Поэта" и взялись за новое произведение — на свежем материале. В 1956 году Джалиль был посмертно награжден звездой Героя Советского Союза. Новое здание оперного театра открылось постановкой оперы "Алтынчәч". Театру присваивают имя Джалиля.
В наше время оперу поставил Михаил Панджавидзе в 2011-м. В заглавной роли — солист оперной труппы Мариинского театра и постоянный участник постановок нашего театра Ахмед Агади. Помимо русского и татарского, звучат немецкий, казахский и, кажется, фламандский.
В интернете есть интервью Любови Агеевой с Панджавидзе. Надо отметить, что Михаил Александрович — человек эмоциональный. После того как он на странице в "Фейсбуке" (Meta — запрещенная в России экстремистская организация) возмутился обилием татарской речи в Казани, Всемирный форум татарской молодежи потребовал лишить режиссера Михаила Панджавидзе премии имени Габдуллы Тукая.
В интервью режиссер говорит, что, по сути, работает постоянно в театре (и это правда), хотя и является приглашенным специалистом. Журналист спрашивает, знает ли он, что Жиганов не хотел видеть на сцене фашистов. "Меня не интересует точка зрения композитора. И здесь, и вообще. И уже давно. Я давно так работаю. Ответ мой будет несколько провокационный, как и ваш вопрос. Здесь ситуация была такая. Я не знаю, что писал по этому поводу Назиб Гаязович. Но, во-первых, он писал об этом давно, во-вторых, я слышу об этом только от вас. И это убеждает меня, что я правильно сделал, что вытащил главное — человеческую историю поэта", — отвечает режиссер. Он ставит по традиции широкомасштабный спектакль, потрясающий в эпичности и вязкости палитры.
"Джалиль" при этом произведение многогранное, построенное на психологическом и героическом. Опера начинается со сцены в камере Моабитской тюрьмы, продолжается воспоминаниями об армейских буднях. Здесь есть образ предателя Казанфарова, емко описывается решение Джалиля бороться с врагом в маске предателя и его положение в тылу в атмосфере презрения пленных.
"Джалиль" остается, по ощущениям, "датским" спектаклем (в этом месяце его покажут 22 июня), хотя такого стечения обстоятельств в татарской музыке не было. Чтобы самый именитый татарский композитор, возглавлявший всевозможные институции, чья карьера начала складываться с учебной скамьи, писал о давнем друге, который выбрал совсем другую судьбу. Достаточно часто фигура Жиганова заслоняет его музыку, однако обитатель квартиры у Фуксовского садика достоин большего, по крайней мере потому, что жил вместе со своей страной, меняясь и совершая поступки (он умер 2 июня 1988 года).