Войти в почту

Запрещенные «Берегите ваши лица» Театра на Таганке возвращаются в Гоголь-центр

Спустя 52 года при поддержке Леонида Богуславского и Центра Вознесенского на театральные подмостки вернулся спектакль «Берегите ваши лица» по тексту Андрея Вознесенского. Режиссер Савва Савельев при поддержке Центра Вознесенского представил премьеру на сцене Гоголь Центра.

Запрещенные «Берегите ваши лица» Театра на Таганке возвращаются в Гоголь-центр
© Свободная пресса

В 1970 году Юрий Любимов поставил в театре на Таганке спектакль «Берегите ваши лица» по текстам Андрея Вознесенского. Три аншлаговых показа – и полный запрет со стороны цензуры. Прошло 52 года, и детище великих вновь на сцене – стараниями продюсера Леонида Богуславского, нашедшего рукопись, спектакль поставили в Гоголь Центре.

Для Богуславского стремление возродить работу мастеров имеет еще и свою природу. В 70-х годах прошлого столетия, уже после запрета, вместе с сокурсниками по МИИТу Богуславский написал новое либретто, поставил пьесу и сам сыграл в ней. Однако мысли о большой сцене для любимой постановки не отпускали.

«Когда Андрей умер, – рассказывает Леонид, – я вспомнил, что когда-то видел текст пьесы в папке с архивными материалами, которые хранились на антресолях нашей квартиры на Котельнической набережной, и долго безуспешно искал этот экземпляр. Потом узнал, что еще один есть у Евгении Абелюк, которая опубликовала историю создания и запрета спектакля. Евгения передала мне текст».

История на этом не закончилась: свой вариант рукописи Леонид нашел на даче в Шереметьево, но тексты оказались неидентичными! Один из них был «залитован» – то есть официально утвержден литсоветом, органом цензуры.

Богуславский связался с Кириллом Серебренниковым и предложил тому поставить «Берегите…» в «Гоголь Центре». Кирилл познакомил продюсера с Алексеем Аграновичем и с Саввой Савельевым. «Мы несколько раз встречались с Саввой, обсуждали его идеи для нового либретто, – вспоминает Леонид. – Мне важно было донести до зрителя основную мысль Вознесенского: ужасно, когда человек отказываются от себя настоящего, подменяя свое лицо маской, подстраивается под окружение зачастую из материальных соображений. Поэтому в финале спектакля у Любимова актеры выносили на сцену зеркала и направляли их на зрителей».

Премьеру сыграли 12 мая 2022 года, в день рождения поэта, при поддержке Центра Вознесенского – независимого объединения, созданного Зоей и Леонидом Богуславскими в 2018 году. На премьере в фойе театра силами Центра была организована выставка уникальных архивных фотографий.

По отзывам зрителей, из-под пера сценариста и режиссера нового спектакля Саввы Савельева вышел нетривиальный, неожиданный перформанс, отражающий нерв времени, заряженный энергией звука от группы Shortparis, создавшей музыку на стихи Вознесенского. «Вы увидите не стопроцентную версию Вознесенского, - предупредил зал Савва. – Это доработанная история, моя трактовка. Версия 2022 года. Однако стихи поэта – вневременные: они попадают в сегодняшний день и резонируют с каждым, кто их читает». По словам режиссера, лейтмотив спектакля остался первородным: мы вправе беречь себя, свои лица, мы можем позволить себе быть разными, сложными, неудобными. И меняться, меняться вместе с миром. «Задай себе вопрос: какой я был вчера? А какой сегодня? А каким был 23 февраля? В какой степени остался прежним, а в какой — поменялся? В какой степени тогда был одним, а сейчас стал другим? Этот разлом внутренний мы проживаем всё, особенно сейчас. Мы все чувствуем одно и то же».

Савельев признает, что сегодняшнее действо – это коллективное проживание перемен. И что целостностью своей спектакль обязан прямому участию в работе над либретто Леониду Богуславскому, который не просто точно направил руку сценариста, но и помог сконцентрироваться на смыслах, заложенных Вознесенским, и расставить нужные акценты.

Различия между постановками из двух эпох, безусловно, есть. Так, спектакль на Таганке играли с полным светом в виде репетиции, когда Любимов открыто, перед зрителями мог остановить действие и попенять импровизирующим. Савельев же очертил сюжет, вставив в текст Андрея Вознесенского историю Влада Мамышева-Монро – травести-лицедея, способного перевоплощаться в любую историческую личность от Гитлера до Мэрилин Монро. «Когда прочел инсценировку Саввы Савельева и увидел там совершенно чуждый мне персонаж Мамышева-Монро, – признается исполнитель главной роли Николай Комягин, – я определил Савве, что наша группа будет работать только с текстами Вознесенского: поэта, о котором мне рассказала моя мать. Для меня он не только великий шестидесятник, но часть моей жизни». Однако Мамышев здесь неслучаен: свобода творчества и бескомпромиссность для него, как и для Вознесенского, – не пустой звук. Меняя лица, вживаясь в образы, он имел силы и достоинство сохранить свое истинное лицо, оставаясь во всех сложных жизненных ситуациях человеком. Поэтому исполнитель роли Александр Горчилин буквально взорвал зал аплодисментами в кульминации спектакля, когда за один монолог он сменил три образа.

Сценография и костюмы Александры Карпейкиной в черно-бело-телесно-красной палитре тоже подчеркивает целостность образов, раскрывая глубинное. А хореографию Ирины Га, иногда буквально иллюстрационную, но при этом яркую и дерзкую, усиливает четко сработанный кордебалет.

Удивительно, но разница в возрасте Горчилина и Смехова – 52 года. Столько же лет было Вениамину Смехову, сколько сейчас Горчилину, когда в 1970 году он играл спектакль «Берегите ваши лица» у Любимова на Таганке.

«Для меня эхом нашего таганковского спектакля звучит Володина (Высоцкого – ред.) «Охота на волков» и его новое, отважное и отчаянное исполнение Николаем Комягиным, солистом группы Shortparis, – делится Вениамин Смехов впечатлением от просмотренного. – Поэзия – единственный вид утешения в безутешном мире. Словами Вознесенского и тогда в 1970-м, и сейчас сказано больше, чем может сказать бытовая речь: «Поздно бегать к маме и в полицию, сами берегите ваши лица».