Войти в почту

“Грачи прилетели”: Главархив - о художнике Саврасове в его 192-й день рождения

Один из лучших отечественных пейзажистов и академик Императорской Академии художеств, педагог Алексей Саврасов не только создал свой выдающийся художественный стиль и стал автором архетипической для русской живописи картины “Грачи прилетели”, но также воспитал выдающихся мастеров, среди которых Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров и Лев Каменев. В Главархиве Москвы хранятся материалы, связанные с жизнью художника, некоторые из которых имеют очень большую ценность. Например, документы периода обучения Саврасова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - а именно прошение его отца о выдаче сыну увольнительного свидетельства на время обучения и предписание в связи с получением звания свободного художника.

“Грачи прилетели”: Главархив - о художнике Саврасове в его 192-й день рождения
© Главное архивное управление города Москвы

Родился Алексей Саврасов 24 мая 1830 года в Москве в семье мещанина, упорным трудом добившегося звания купца 3-й гильдии. Отец надеялся, что старший из двух сыновей станет главным учеником и хозяином торгового предприятия, однако мальчик с детских лет тяготел к изобразительному искусству и проявлял незаурядные художественные способности. Рисунки Алексея, выполненные гуашью и акварелью, даже пользовались популярностью у покупателей на Никольской улице и у Ильинских ворот. Наблюдая у своего сына такой талант, отец буквально вынужден был хлопотать о выдаче ему документов для поступления в художественное училище, в том числе того самого увольнительного свидетельства. 

«..для сына моего Алексея Кондратьева нужно иметь увольнительное свидетельство на поступление по учебной части, вследствие чего, представляю в обеспечение платежа за него податей билет Московской сохранной казны», - говорится в прошении купца 3-й гильдии Гончарной слободы Кондратия Соврасова.

Кстати, в прошении отец талантливого живописца писал свою фамилию именно через «о» – Соврасов. Так до середины 1950-х годов подписывался и сам художник.

 

Однако, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, уже спустя год четырнадцатилетний Алексей Саврасов был вынужден оставить учёбу, чтобы ухаживать за тяжело больной матерью. Вновь поступает он в училище лишь через несколько лет, в том числе при поддержке своих однокашников и покровителя в лице большого ценителя искусств и одного из известных своим благородством московских обер-полицмейстеров Ивана Лужина. Особенная заслуга в обучении и формировании художественного стиля Саврасова принадлежала одному из руководителей класса пейзажистов академику Карлу Ивановичу Рабусу. Благодаря советам своего учителя Алексей в 1849 и 1852 годах совершил поездки по южным губерниям России.

Окончив учебу, Алексей Саврасов получает звание свободного художника. Такое звание давалось выпускникам некоторых отделений, не относящихся к числу “высоких” искусств и наук, и свидетельствовало о высшем специальном образовании. В связи с чем в 1851 году его исключают из купеческого сословия - человек с высшим образованием не мог быть купцом, он переходил на более высокую сословную ступень. Предписание Московской казённой палаты Дому Московского градского общества об исключении из подушного оклада Алексея Саврасова от 23 марта 1851 года также хранится в фондах Главархива Москвы. 

 

Специалисты и общественность уже тогда называли молодого живописца “надеждой русского искусства” за поэтические пейзажи необыкновенной красоты. Период активного творчества Саврасова пришелся на стык двух художественных направлений - романтизма и реализма. И Алексей Саврасов, стремясь к естественности, брал за основу сюжеты из жизни обычных людей, крестьян средней полосы, но отражал эти моменты в своих картинах используя игру светлыми тонами и светом, а также детальную прорисовку элементов природы, свойственные романтизму. Такое сочетание величия и надвигающейся бури передает картина художника «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», написанная в 1851 году. Спустя всего несколько лет, в 1854 году, выставку, на которой экспонировались студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна и приобрела полотно Алексея Саврасова в личную коллекцию. Это оказалось для всех неожиданностью, а художник был приглашен великой княгиней в её загородную усадьбу Сергиевку, что находится на берегу Финского залива между Петергофом и Ораниенбаумом. Здесь пейзажист создаст работы, посвященные необъятным морским просторам и берегам Финского залива. Они принесут художнику звание академика Императорской Академии художеств.

Временем расцвета творчества Алексея Саврасова и его плодотворной работы по созданию пейзажей в окрестностях Москвы стали 1850 – 1860-е годы. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях столицы, в Сокольниках, Филях, Кунцеве, Мазилове, Строгине, Братцеве. В 1857 году Алексей Кондратьевич начал преподавать перспективную и ландшафтную живопись в родном училище, в 1862 году участвовал во Всемирной выставке в Лондоне и путешествовал с супругой по Европе, писал альпийские пейзажи.

Созданная Алексеем Саврасовым в 1871 году картина «Грачи прилетели» экспонировалась на Первой передвижной художественной выставке и была приобретена у автора коллекционером русского искусства, основателем художественной галереи Павлом Третьяковым. Критики назвали эту работу не только лучшей в творчестве художника, но имеющей вместе с тем важнейшее общекультурное значение. Картины Саврасова в принципе отличаются чрезвычайной живостью переданного момента: движение нарисованной природы практически ощущается созерцателем. Так, на известной картине художник находятся как-бы в движении, суетятся в предвкушении весны, и размеры их на картине чуть крупнее анатомических размеров птиц по отношению к остальным составляющим картины, что также делает их значимее. После создания хрестоматийной картины «Грачи прилетели» Алексей Саврасов был избран в правление Товарищества передвижных художественных выставок вместе с такими видными художниками, как Василий Перов, Илларион Прянишников, Григорий Мясоедов, Николай Ге и Иван Крамской.

Саврасову предстояла яркая и полная глубокого драматизма судьба в искусстве. В начале 1880-х годов в его жизни произошли трагические личные перемены: он тяжело заболел, потерял семью и работу, жил в бедности, скитался. Из-за пережитого последовал разрыв между его лиричным, полным тонкого психологизма творчеством и реальностью. 8 октября 1897 года Алексея Саврасова не стало. После него осталась не только первая в истории русского пейзажа, пропитанная холодностью отступающей зимы и надеждой весеннего солнца, новаторская, реалистичная картина «Грачи прилетели». В числе лучших работ художника: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», «Вид в окрестностях Ораниенбаума», «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок» и многие другие.