Алексей Сальников: «К совершенству стремиться не нужно, это можно делать бесконечно»

Известный русский писатель Алексей Сальников впервые приехал в Нижний Новгород, где стал гостем Всероссийского библиотечного конгресса. Он провел встречу с читателями и пообщался с корреспондентом ИА «Время Н».

Алексей Сальников: «К совершенству стремиться не нужно, это можно делать бесконечно»
© "Время Н" РИА

— Алексей, как вам в Нижнем Новгороде?

— Я у вас в первый раз. Прилетел утром и пока не ощутил никакой разницы с Екатеринбургом. Весной приезжать хорошо, мне здесь приятно. Прогулялся по Большой Покровской.

— С чего начался ваш путь писателя?

— Писательский путь я еще в детстве начал; видимо, по инерции протянул до сорока с лишним лет, попутно занимаясь другой работой (смеется). Кем работал? И отделочником был, и что-то сторожил, и ковырялся в машинах.

— Часто испытывали трудности в жизни? Сейчас вы публикуетесь в ведущем издательстве России. А ранее издательства вам отказывали?

— А трудности с тобой постоянно. И не заканчиваются эти трудности. Как и у всех. Издательства не столько отказывали, сколько просто не отвечали. Вот и все.

— Как случилась ваша книга? Я про роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (18+).

— Попал в шорт-лист премии «Большая книга» с публикацией в журнале «Волга». А там уже пошло-поехало. Писатели, оказавшие на меня влияние? Разумеется, такие были. Это вся русская классика. В детстве любил книги Михаила Зощенко, произведения Ильфа и Петрова, например. В юности пытался подражать Набокову; все «набрано» за чтением. Видимо, это собралось воедино. Каждый писатель на тебя влияет — тем или иным образом. Из зарубежных писателей очень люблю Джона Ирвинга.

— Как к вам пришли «Петровы»?

— Из жизни. Туда просто попали определенные события. Любой текст так или иначе автобиографичен, он собирается из наблюдаемого в реальности. Даже герои собираются из тех, кого ты наблюдаешь. Отчасти — из себя самого. Речь не идет о полном сходстве, разумеется. Невольно — случается. Главный герой «Петровых» отчасти похож на меня самого, но не полностью.

— Каким образом вы пишете? Интересует сам процесс.

— Если я знаю, про что писать — сажусь и пишу. По несколько страниц в день. Иногда это может занять мало времени, иногда много. Пишу на компьютере. В поездках не пишу, только читаю. Барьер белого листа? Приходится преодолевать его каждый день (улыбается). Это ощущение никуда не уходит с годами, тут нельзя натренироваться. Это, скорее, внутреннее преодоление себя самого. А если совсем затык — то просто ничего не делаю. Если захожу в тупик — просто начинаю его обдумывать.

— Сколько это может длиться?

— Несколько недель — точно может. Поэтому всем, кто хочет авансы за тексты брать, советую этого не делать (смеется). Потому что текст романа может остановиться в любой момент и неизвестно, на какое время. Это правда.

— А с кого, скажем так, отчасти списана Марина в «Петровых»?

— Отчасти — с моей старшей сестры, которая многое пережила. Честно сказать, я уже и роман не особо помню, у меня после этого текста было еще несколько. Проза всегда отодвигает прошлое. Этот роман придумывался несколько лет, потом все это сложилось в один сюжет и написалось за пару месяцев.

— Экранизация «Петровых» Кириллом Серебренниковым. Вы каким-то образом взаимодействовали с режиссером?

— Не могу сказать, что это было тесное взаимодействие. Песенку из фильма он мне сбросил по WhatsApp. Я с удовольствием послушал, она мне очень понравилась. Мы обсуждали, разумеется, некоторые вещи. Фильм структурно повторяет и следует книге. Серебренников полюбил мою книгу и передал это в своем фильме. И понял меня. А это — очень дорого.

— У вас выходило несколько поэтических книг. Какое место занимает поэзия сейчас?

— Сейчас поэзия пока отошла, стихотворений не пишу. Они же сами приходят, а сейчас этого не случается.

— В Екатеринбурге жил известный поэт Борис Рыжий. Застали?

— К сожалению, не удалось его застать. Но есть друзья, которые его знали. Один из них — поэт Олег Дозморов, он сейчас живет в Лондоне, но иногда приезжает в Екатеринбург.

— Что можете сказать молодым нижегородским писателям?

— Нужно просто писать. Доводить текст до финала, по крайней мере. К совершенству стремиться не нужно, это можно делать бесконечно. Вы его все равно не достигнете.

Справка

Алексей Сальников — российский писатель. Родился в 1978 году в Тарту. Печатался в журналах «Урал», «Волга», «Октябрь» и других. Автор романов «Нижний Тагил. Роман в четырех частях», «Отдел», «Петровы в гриппе и вокруг него» и «Опосредованно». Лауреат поэтической премии «ЛитератуРРентген» (2005) в главной номинации, «НОС» (2015; приз критического сообщества), лауреат премии «Национальный бестселлер». Живет в Екатеринбурге.