«Я не паникую, я размышляю»: в Театре на Таганке премьера спектакля «Дон Кихот»
Современный Дон Кихот вроде как едет в имение своих предков в Тамбове, но в итоге не столько встает на защиту слабых, сколько сам ищет славы. Каким получился новый спектакль в Театре на Таганке по пьесе нижневартовского драматурга Алексея Житковского в постановке Дениса Хусниярова?
Стадион. Матч. Зима. Сибирь. Июль. Россия. Вологодская губерния. 2018 год от рождества Христова…
Свой день рождения Театр на Таганке отметил премьерой на Новой сцене спектакля «Дон Кихот» по пьесе Алексея Житковского. Постановка режиссера Дениса Хусниярова полностью в духе «Таганки» – по-новому, смело, дерзко, сатирически, даже, пожалуй, – саркастически. В принципе, оно и ожидаемо, с одной стороны, потому что пьеса написана не так давно, в основе – не классическое произведение, да и в условиях дня сегодняшнего звучит достаточно остро и злободневно, впрочем, как и всегда в этом плане искусство испокон веков идет в ногу со временем. Но не стоит все воспринимать буквально, в том-то и соль, что смотреть на все происходящее нужно шире и глубже, скажем так: через века. А главная задача авторов постановки – похоже, показать загадочную русскую душу иностранцам… Но только ли это?..
Драматург Алексей Житковский родом из Омска, в настоящее время живет в Нижневартовске. По первому образованию – химик, по второму – сценарист (мастерская Леонида Нехорошева, ВГИК). Неоднократно становился победителем и финалистом крупнейших конкурсов драматургии. На этот раз взял за основу великий роман великого испанца Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» и исполнил его в жанре «роуд-муви» («дорожное кино»), который в последнее время все больше набирает популярность. Действие происходит в дороге, а герои стремятся к познанию – физическому и нравственному.
«Дела нужно делать, дела»
Итак, вместо Испании XVII века – Россия XXI. Это история «об идиотизме, инфантилизме, о посмертных домах, о разорившемся поместье, о книгах и путеводителях по Испании и о великой мечте Санчо Панса о ферме и коровах…» Зрителей ждет абсурдное, страшное, бесконечное путешествие, как утверждают авторы постановки. Дон Кихот (Василий Уриевский) и Санчо Панса (Павел Комаров) едут в Тамбов, мечтают попасть на Кубок мира по футболу, но в итоге им предстоит навести порядок и выиграть самый главный матч в своей жизни… Удастся ли? Большой вопрос! Ведь, как известно, играй-играй, да не заиграйся.
А между тем в России по-прежнему пьют домашний самогон, поют фольклорные песни, дерутся на свадьбах, цитируют классиков и просто обожают футбол… Так, каков же он – Дон Кихот XXI века, последний рыцарь человечества?
«Чистим, убираем, порядок наводим»
Огромное количество шуток не дают заскучать зрителю, но в то же время чувствуется и великий драматизм всей русской земли и всех русских деревень, где жизнь абсолютно не похожа на городскую. И это рождает огромное количество размышлений о судьбах людей и родины, в частности. Так, может, действительно, пришла пора путешествий по небольшим городам России? А начать можно вполне с этого спектакля, прежде чем покупать билет на поезд.
И этот современный Дон Кихот вроде как едет в имение своих предков в Тамбове, но в итоге не столько встает на защиту слабых, сколько сам ищет славы. А Санчо едет с ним лишь для того, чтобы исполнить свою мечту – увидеть футбольный матч. Удивительно, сколько психотипов, характеров, образов встречают на своем пути герои. И все это на фоне масштабных холмов и просторов. Сценография выстроена удивительно четко, но еще больше поражает воображение подобранный реквизит, который используют артисты. Чего только стоит условное путешествие на велосипеде и синтезатор, ассоциирующийся в руках Дон Кихота с автоматом. В общем, тут точно есть на что посмотреть, над чем посмеяться, о чем задуматься, и где прослезиться.