По Волоколамке в Ярославль

Евгений Миронов, актеры Мастерской Брусникина, симфонический оркестр "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета рассказали "одну из правд" о войне. Зрители были потрясены драматизмом пьесы Хайнера Мюллера в соединении с музыкой Шостаковича и Барбера. В этом году Ярославский фестиваль и его художественный руководитель Юрий Башмет выбрали постановку "Волоколамское шоссе" Марины Брусникиной. Спектакль-концерт по мотивам пьесы восточно-германского драматурга Хайнера Мюллера "Wolokolamsker Chaussee" поставил финальный аккорд нынешнего фестиваля на сцене Театра драмы им. Ф. Волкова, запустив эстафету памяти в преддверии 9 мая. Четыре десятилетия спустя опубликования в 1942 году книги Александра Бека "Волоколамское шоссе" Хайнер Мюллер написал одноименную поэму. Стиль повествования автор выбрал в духе античной трагедии нерифмованным стихом: "Две тыщи километров до Берлина - Сто двадцать от Москвы; и мы лежим В окопных рвах из мерзлой жесткой грязи И ждем приказа начинать атаку" Фото автора. Две первых части поэмы "Русская увертюра" и "Лес под Москвой" в переводе Эллы Венгеровой вошли в спектакль. Ритмическая основа текста в сочетании с музыкальной составляющей звучали Реквиемом по погибшим. Части из 8-ой и 5-ой симфоний Дмитрия Шостаковича, струнное Adagio Сэмюэля Барбера извлекали из душ и сердец зрителей высокую эмоцию печальной торжественности живых перед мертвыми. Певучая манера подачи артистами текста, подчеркнутая постоянным шаганием на месте левой-правой, создавали собственную партитуру звучания. Сильная по глубине чувств музыка и события всего одного часа октябрьского дня 1941 года пульсировали непереносимой болью в зале. Герой Евгения Миронова вынужден отдать приказ расстрелять труса-дезертира, который вместе с другими чьей-то рукой брошен в адский котел войны: "А у моих солдат - у них есть страх Мои солдаты только что из школы Они войну по кинофильмам знали Я был их командир" После мощной трагической кульминации спектакля, когда солдаты (студенты школы-студии МХАТ) поименно называли погибших в 1941 году под Москвой воевавших мальчиков и девочек, повисла жуткая тишина в зале. Заключительная "Праздничная увертюра" Шостаковича, казалось, больно хлестанула по щекам. Она, почему-то, не прозвучала символом радостной победы, а вдруг оживила в памяти портрет с усами отца народов. Музыка Дмитрия Дмитриевича "показушно" скрывала истинные смыслы, которые сегодня считываются и в повести военных лет "Волоколамское шоссе" Александра Бека. XIV Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле нынешним маем стал не самым продолжительным, но действительно запоминающимся событиями и яркими исполнителями. Все концерты в Ярославле и городах области были востребованы публикой. Выездные концерты с участием Маэстро Башмета пользовались особым интересом у слушательской аудитории Ростова Великого и Рыбинска. Юрий Абрамович и его фестиваль за время своего четырнадцатилетнего творческо-просветительского присутствия на ярославской земле, вне сомнений, в корне изменил культурную жизнь Ярославии. Директор департамента культуры Ярославской области Марина Владимировна Васильева по окончании спектакля вручила Письмо благодарности художественному руководителю фестиваля Юрию Башмету.

По Волоколамке в Ярославль
© Ревизор.ru