Связующее звено между пациентами и врачами. О новой медицинской должности в Оренбуржье
В Радовке я оказалась в день крупного бурана, до которого была оттепель. И тут же почувствовала, насколько Людмила Тургуновна привыкла заботиться о других: "Ждите возле автобусной остановки, у нас дороги плохие, я сама к вам дойду". Встречаемся и сразу отправляемся "на маршрут".
Наш почетный дедушка
Село Радовка хоть и небольшое — пара улиц и переулок, но к своему первому подопечному — участнику Великой Отечественной войны, 98-летнему Василию Копылову — помощнику фельдшера идти около двух километров.
"Здравствуйте, дедуль. Я сегодня к вам не одна. Как вы себя чувствуете?" — вытирая растаявшие снежинки с лица, обращается к ветерану Людмила Тургуновна. Мы входим в небольшую комнату, стены которой увешаны многочисленными старинными портретами, рядом — иконы. Василий Александрович объясняет, что старается поминать всех ушедших родственников, в их семье так принято.
Этого дедушку в Радовке знают все как активного и жизнерадостного человека. Он буквально пару лет как перестал ездить на велосипеде, а раньше собирался летом и ехал по грибы. "Хорошие грибы. Я каждый год собирал", — вспоминает он. Недавно ветеран попал в больницу, после выписки еще не окреп и с трудом передвигается даже по комнате. То, что принимать гостей приходится в таком состоянии, его огорчает.
"Ладно, дедуль, не расстраивайся, тебе нельзя, не надо", — подбадривает его Людмила Тургуновна и помогает встать с кровати. Пока мы знакомимся и стараемся найти позитивные темы для разговора, она выполняет свои ежедневные обязанности: измеряет давление и температуру, интересуется самочувствием, готовится закапать в глаза — так прописал врач.
"Болезнь меня поймала. Стал падать. Иду и упаду. Один раз упаду, второй раз, — жалуется дедушка, но тут же бодрится: — Все надо по дороге побеждать. Иди, хоть упал — вставай и иди. Я до этого жил: упал — вставал. Все терпел, переносил".
На мое предложение сделать несколько фотографий Василий Александрович сразу же отвечает улыбкой и, приосанившись, с удовольствием смотрит в кадр. В глазах — искренняя благодарность, что не забывают одинокого старика. Помощник фельдшера приходит каждый день. Выхаживать его после болезни приехали дальние родственники, которые недавно устроили ему настоящий день рождения. Поздравить приезжали и из администрации, и из сельсовета, вспоминает ветеран. Впереди — День Победы, когда он обязательно наденет китель с многочисленными наградами, а дальше планы дожить до 100 лет — вот сколько людей тогда приедет к нему в гости!
"Немного осталось, два года, и будет 100 лет. Люди приедут на 100 лет. Дай, Господи, всем доброго здоровья", — желает он.
Больше некому
Новую профессию Людмила Тургуновна решила освоить, уже будучи на пенсии. Как и другие младшие медсестры, кому "за…", рассуждает, что, кроме них, ухаживать за больными и стариками в их селах некому. Молодежи мало.
"Дал Бог нам Люду. Люда — хорошая, молодец", — отзывается жительница Радовки Надежда Колесникова, еще одна подопечная Неязовой. А когда речь заходит о возрасте, добавляет: "Ничего, пускай Людонька поработает".
Людмила Тургуновна вспоминает, что после переезда в Радовку из Узбекистана хотела работать в местном ФАПе, ведь получила в юности образование фельдшера-лаборанта, но сначала не было вакансий, потом — возможности пройти переподготовку. Так и работала многие годы то дояркой, то телятницей, вовсе позабыв о медицине. В последние девять лет она — сотрудник комплексного центра социального обслуживания населения, ухаживает за пожилыми. А теперь оказывает односельчанам и социальную, и медицинскую помощь.
Надежда Колесникова заверяет, что номер телефона младшей медицинской сестры есть у всех в Радовке, а звонить ей можно в любое время — не откажет. Интересуюсь, не злоупотребляют ли односельчане.
"Когда три-четыре человека позвонят, когда никто не позвонит, тогда сама хожу, спрашиваю, как дела, агитирую проходить диспансеризацию, — отвечает она, рассказывая, что бывают вызовы и в позднее время, и в выходные. — Муж возмущается иногда, но что сделаешь, если начато дело".
Найти медработника для малого села практически невозможно, подтверждает главврач Переволоцкой районной больницы Лениза Губайдуллина. "Для жителей, особенно пожилых, сам факт того, что придет человек, которому не все равно, имеет большое значение. Мы же и словом лечим. Можно ничего в принципе не сделать, сесть поговорить по душам с человеком, выяснить, что у него происходит. Это большое подспорье", — считает она, отмечая, как повезло Радовке, что там нашелся такой человек.
Думали и придумали
В Оренбургской области почти тысяча населенных пунктов с населением меньше 300 человек. Как объяснили в региональном Минздраве, организовать в них фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) не позволяют федеральные стандарты. Сейчас к жителям малых сел несколько раз в месяц приезжает мобильный ФАП, но, как отмечают сами медики, люди болеют не по расписанию.
Вице-губернатор — заместитель председателя правительства Оренбургской области по социальной политике — министр здравоохранения региона Татьяна Савинова признается, что "долго думали, как попытаться организовать медицинскую помощь в малых населенных пунктах, чтобы население чувствовало наличие своего медика рядом со своим домом". Поэтому пилотный проект по подготовке младших медицинских сестер Савинова иначе как новой технологией не называет.
Такими первопроходцами, как Людмила Тургуновна, в Оренбургской области стали еще 22 женщины в возрасте от 19 до 64 лет. Кому-то подработку предложили главы сельсоветов, другие таким образом с удовольствием решили проблему с отсутствием других вакансий в селе.
Учебный модуль "Младшая медицинская сестра по уходу за больными" разработали медколледжи Оренбурга и Бузулука при поддержке Оренбургского государственного медицинского университета и регионального Минздрава.
Подготовка шла два месяца и была частично дистанционной. Будущие помощники фельдшера научились оказывать помощь при неотложных и угрожающих жизни состояниях, измерять температуру тела, частоту пульса, артериальное давление, контролировать глубину и частоту дыхания, а также овладели навыками легочно-сердечной реанимации.
В результате с февраля 2022 года новые сотрудники появились в штате 12 районных больниц. Теперь их главная задача — быть связующим звеном между населением и врачами, всегда оставаться на связи с односельчанами, посещать их на дому, ухаживать за больными, помогать взрослым и детям готовиться к диспансеризации и вакцинации.
От беседы до спасения жизни
"И реанимировать сможете?" — уточняю у Людмилы Тургуновны.
"Пока не приходилось, но думаю, что не испугаюсь. Экзамен сдавали", — твердо отвечает она.
Если не спасти жизнь, то предотвратить большую беду Людмиле Тургуновне в качестве младшего медработника уже пришлось. Даже в выходной день она старается быть в курсе дел своих подопечных, вот и в очередное воскресенье марта попросила знакомую заглянуть к дедушке, поинтересоваться, все ли в порядке, хотя бы через окошко. Но распахнуть шторки своего деревенского дома в то утро Василий Александрович, тот самый "почетный дедушка", не смог, упал.
Пришлось помощнику фельдшера спешить на помощь, искать путь в комнату через крышу — двери тоже были закрыты. Потом вызвала скорую, отогрела старика, пролежавшего полночи на холодном полу, передала приехавшим из Оренбурга врачам. Все обошлось.
Когда "пилот" полетит
Заведующая Зерклинским ФАПом Шарлыкской районной больницы Светлана Кувшинова назвала проект находкой и на первом отчетном собрании помощников фельдшеров в Минздраве области по итогам двух месяцев работы передала инициаторам "от наших стариков — спасибо огромное".
Она рассказала, как ее помощник в селе Колычево Людмила Чаплыгина ежедневно проверяет, регулярно ли пациенты принимают лекарства, помогает вести дневник артериального давления, и такая забота даже в мелочах очень помогает в лечении или поддержании здоровья хроников.
"Эта затея очень нужная, своевременная, потому что молодые фельдшера не едут в село, мы уже на пенсии работаем, и люди такие нам нужны. Я обеими руками за то, чтобы продолжать [проект]", — сказала она.
Положительные отзывы населения и медиков чиновники намерены подкрепить объективными данными, подсчитав к августу, как изменилось состояние общественного здоровья. Тогда и можно будет окончательно принимать решение, стоит ли масштабировать проект на весь регион или даже на всю страну, считает главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Оренбургской области по управлению сестринской деятельностью Анатолий Володин.
"Я их слушаю, и у меня душа поет, когда люди понимают разницу между диспансерным наблюдением и диспансеризацией населения, — поделился Володин впечатлениями от первых результатов работы помощников фельдшеров. — Я очень рад, что сложился тандем [между младшими медицинскими сестрами и фельдшерами]".
А еще он рассказал, как ему звонят коллеги из других регионов с вопросом: "Что вы там придумали?" Поделиться наработками уже просили Екатеринбург, Липецк, Краснодар.
"Когда я им начинаю объяснять, что по решению губернатора и министра мы завели оплачиваемые должности, когда начинаешь объяснять их функционал, говорят: "Как здорово, почему раньше так не придумали". Не такие большие финансовые вложения для решения такой огромной проблемы, как обеспечение медицинской помощи. Пусть она доврачебная, но это медицинская помощь", — отмечает Володин.
Узнав о проекте, звонят в оренбургский Минздрав и сами жители малых сел. Просят, чтобы и у них тоже появился младший медицинский работник. Некоторые хотят записаться на обучение и в будущем получить работу. Не дожидаясь окончательного решения, чиновники начали составлять списки. Вице-губернатор Татьяна Савинова отметила, что Оренбургская область намерена тиражировать "пилот" на всю область, а в случае положительных результатов Минздрав региона выступит с инициативой ввести эту должность на федеральном уровне. Рабочее наименование "помощник фельдшера".
Алена Глухова