Профессор ГИТИСа, блестящий режиссер. Каким запомнят Леонида Хейфеца
Леонид Хейфец родился в 1934 году в Минске. Родители пророчили ему будущее врача, однако поступить в медицинский вуз молодой человек не смог. Семья настояла на обучении в Белорусском политехническом институте, но учеба на механическом факультете и параллельная работа на заводе не приносили Хейфецу никакого удовлетворения. Уже тогда он знал, что хочет заниматься режиссурой. Получив диплом, он подал документы в ГИТИС. Педагоги — режиссеры Алексей Попов и Мария Кнебель — сразу отметили, как хорошо студент Хейфец умеет работать с интонациями и выстраивать мизансцены.
Вся жизнь — театр
Окончив ГИТИС в 1963 году, Леонид Хейфец поступил режиссером в Центральный академический театр Советской армии. Его дипломная работа — комедия «Шоссе на Большую Медведицу» по произведению Юлиана Семенова — вошла в репертуар. Этот спектакль не был его дебютом на большой сцене — в 1962-м в Рижском ТЮЗе состоялась премьера его постановки «Сотворившая чудо». Среди спектаклей, поставленных Хейфецем на этой сцене, можно отметить «Дядю Ваню» и «Смерть Иоанна Грозного». В Театре Советской армии он проработал до 1970 года.
В 1971 году начался 15-летний период жизни режиссера, связанный с Малым театром. Одним из самых ярких спектаклей стал «Король Лир». Заглавную роль сыграл Михаил Царев, французского короля — Валентин Ткаченко, а герцога Бургундского — Борис Клюев.
Режиссер ставил не только классику. Он был большим ценителем советской прозы — в 1981-м на сцене появился спектакль «Ретро» по пьесе Александра Галина. Он пользовался большим успехом: спектакль хвалили не только зрители, но и критики. Среди постановок Хейфеца того периода — «Ревнивая к себе самой», «Вечерний свет». Спектакль «Заговор Фиеско в Генуе» дался непросто — на репетициях режиссер был невообразимо строг, однако в конечном счете остался доволен результатом.
В 1988 году талантливого мастера снова позвали в Театр Советской армии — на этот раз на должность главного режиссера. Спустя год состоялась премьера спектакля «Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского, написанной в 1908-м и ставшей первой частью трилогии «Царство зверя». За эту постановку Хейфец получил Государственную премию РСФСР в области театрального искусства. Кроме того, он обогатил репертуар театра спектаклями «Боже, храни короля!» (Уильям Сомерсет Моэм), «Маскарад» (Михаил Лермонтов), «На бойком месте» (Александр Островский).
С 1998 года он был режиссером в Театре имени Владимира Маяковского. Хейфец перенес на сцену «Кукольный дом» Генрика Ибсена, «Синтезатор любви» Алана Эйкборна, «Не все коту масленица» Александра Островского, «Цену» и другие пьесы Артура Миллера, «Пигмалиона» Бернарда Шоу.
Больше, чем режиссер
С 1971 года Леонид Хейфец преподавал в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина (до 1980-го) и Театральном институте имени Бориса Щукина (до 2012-го). Вел занятия он и в своей альма-матер — ГИТИСе. Его учениками были Нина Чусова, Павел Деревянко, Александр Паль, Александр Петров и многие другие известные актеры. Он был необычайно талантливым педагогом. Студенты ловили каждое его слово — Леонид Ефимович подробно рассказывал им о собственном опыте. За вклад в развитие театральной педагогики ему присудили в 2008 году Международную премию имени К.С. Станиславского.
Но главным его делом была все-таки сцена. В разные годы он сотрудничал с «Современником» и МХАТом, где поставил «Восточную трубу» Александра Галина и «Колею» Владимира Арро соответственно, а также с Театром имени Моссовета («Бегущие странники» Алексея Казанцева, «Вишневый сад» Антона Чехова).
Большую популярность завоевали телеспектакли Леонида Ефимовича. В фильмы превратились постановки «Синтезатор любви», «Бегущие странники». В золотой фонд телетеатра вошел «Вишневый сад», созданный в 1976-м.
Леонид Хейфец был народным артистом России — это звание ему присвоили в 1993 году. В 2010-м он получил Орден Почета, в 2019-м — премию «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Мастера не стало 18 апреля 2022 года. Ему было 87 лет.