В Перми состоялась премьера оперы "Евгений Онегин" в постановке Наставшевса и Татарникова

ПЕРМЬ, 1 апреля. /ТАСС/. Пермский театр оперы и балета представил первую оперную премьеру этого сезона - "Евгений Онегин" Петра Чайковского в постановке латышского режиссера Владиславса Наставшевса и петербургского дирижера Михаила Татарникова.

"Постановка прошла под знаком двойного дебюта: музыкальный руководитель и дирижер Михаил Татарников впервые выступает в Пермской опере, режиссер-постановщик Владиславс Наставшевс дебютирует со своей версией "лирических сцен" на большой оперной сцене", - рассказали в театре.

По словам музыкального руководителя постановки Михаила Татарникова, принципиальное отличие нового "Евгения Онегина" от предыдущей оперы, поставленной в Пермском театре оперы и балета, в звучании оркестра и звукоизвлечении музыки.

"Я отношусь к петербургской школе, здесь свое отношение к звуку. Новая постановка и предыдущая - это два разных стиля исполнения оперы "Евгений Онегин". Те же инструменты, но другое звукоизвлечение: более тягучие и мягкие штрихи, более мягкая атака, более широкая фраза исполнения. Это то, чего я добиваюсь в первую очередь", - рассказал ТАСС дирижер Михаил Татарников.

Эта "тягучесть" музыки позволяет выразить главную идею новой постановки: время - один из важнейших героев оперы Чайковского и ее литературного первоисточника. Действие нового "Евгения Онегина" Пермской оперы разворачивается в 1870-е годы - в эпоху создания партитуры Чайковского. Для постановщиков было важно приблизиться к контексту, окружавшему композитора в годы работы над "Евгением Онегиным". Авторы спектакля пытаются подойти к пониманию оригинального авторского обозначения жанра произведения Чайковского - "лирические сцены", которые предстают на пермской сцене как камерная психологическая драма.

"Евгений Онегин" Пушкина с его легкой, летящей строфой - произведение, на самом деле совершенно безжалостное и не оставляющее никакой надежды. Это, кстати, особенно заметно по партитуре Чайковского - он вычитал из пушкинского романа главное: мотив быстротечности жизни и жестокости времени. Наш спектакль построен на воспоминаниях главного героя - его действие разворачивается в пространстве памяти с ее неизбежными преломлениями и искажениями", - рассказал режиссер-постановщик Владиславс Наставшевс.

"Туман памяти" Онегина

Декорации оперы минималистичны: фрагмент потолка с облупившейся штукатуркой, старая люстра, фрагмент ветхого деревянного пола, покосившаяся софа, как будто провалившаяся в пол одним боком, вязанки запылившихся книг, нагромождения старинных стульев и расстроенное фортепиано. В каждом действии декорации немного меняются местами, а часто опускающийся передний занавес символизирует смену воспоминаний главного героя - несколько повзрослевшего Онегина.

В финальной сцене декорации и вовсе практически исчезают, на передний план выходят несколько рядов стульев, перемещаясь между которыми ведут свой решающий диалог Онегин и Татьяна. Напряженные лица главных героев проецируются на "туман памяти" - дымовую завесу на заднем плане, и выглядят, как голограммы. А в этом тумане просматривается старое фортепиано, на нем лежит убитый Ленский, сквозь которого проросли розовые кусты.

Постановщики

Дирижер Михаил Татарников является одним из ведущих специалистов по отечественному оперному репертуару не только в России, но и за рубежом. Летом 2021 года Татарников выступил музыкальным руководителем новой постановки "Псковитянки" Николая Римского-Корсакова в Лондоне (режиссер-постановщик - Дэвид Паунтни), в его ближайших творческих планах Татарникова - постановка "Пиковой дамы" Петра Чайковского в Дрезденской опере.

Первая оперная постановка режиссера Владиславса Наставшевса - "Искатели жемчуга" Жоржа Бизе, впервые показанная в декабре 2020 года на Камерной сцене Большого театра, - признана прессой одним из центральных событий прошлого театрального сезона и была выдвинута на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска" в восьми номинациях. Наставшевс закончил мастерскую Льва Додина в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, однако свои первые работы на драматической сцене режиссер поставил в Лондоне и Риге. Для российской публики его открыл московский "Гоголь-центр".

О театре

Пермский театр оперы и балета - один из старейших музыкальных театров России, он был создан в 1870 году. В 1965 году театру присвоили имя Чайковского, здесь в разные годы поставлены все сценические произведения композитора. Достижения театра неоднократно отмечены премиями фестиваля-конкурса "Золотая маска".