Войти в почту

«Это наш дом»: сотрудники московских театров — о своей работе

Театр начинается с вешалки. Этот афоризм принадлежит Константину Станиславскому — считается, что меткая фраза вышла из письма, адресованного цеху гардеробщиков Художественного театра одним из его основателей в 1933 году.

«Это наш дом»: сотрудники московских театров — о своей работе
© Mos.ru

Сегодня, спустя почти 100 лет, эта мысль посещает каждого, кто приходит в театр: неповторимая атмосфера захватывает зрителей задолго до третьего звонка и начала спектакля. Накануне Всемирного дня театра мы поговорили с теми, кого посетители видят первыми, — работниками гардероба и зала.

Полина Гордиенко: Театр — это портал в другую вселенную

— Когда я только устроилась в Театр имени Владимира Маяковского, работа была для меня в первую очередь возможностью посмотреть спектакли, проникнуться атмосферой и узнать театральную жизнь изнутри. Сейчас на первый план вышло общение со зрителями. Я работаю в зале, и мне нравится помогать людям — подсказать, как найти место, например.

Если говорить про театр вообще, не как про место работы, то для меня это возможность уйти от реальности и погрузиться на какое-то время в другую вселенную. Я стараюсь ходить и в другие театры. Меня всегда поражает, как по-разному режиссеры видят одну и ту же пьесу. Реплики такие же, а постановки получаются совершенно непохожие. За этим всегда интересно наблюдать.

Из репертуара нашего театра я просто обожаю «Женитьбу» по Гоголю, готова пересматривать ее бесконечно. Во-первых, там играет мой любимый актерский дуэт — Алексей Дякин и Алексей Фатеев. Плюс песни, танцы, много юмора и шикарные декорации — смотрится на одном дыхании. Я замечала, что у зрителей постановка вызывает схожие с моими эмоции: глаза горят, на лицах радость.

Владислав Ступак: К нам приходят за эмоциями и особой атмосферой

— Я студент дирижерско-хорового отделения Музыкального училища имени Гнесиных, поэтому работа в таком знаменитом театре, как «Геликон-опера», для меня большая удача. На первом курсе я слушал много опер. Однажды пришел в «Геликон» и сразу влюбился в этот театр. Я стал так часто сюда ходить, что один из администраторов начал узнавать меня. Как-то он сказал: «Приходи к нам на работу, раз так любишь наш театр».

Моя должность называется стюард и относится к сектору администрирования. Зрители для нас — это гости, потому что наш театр — это еще и наш дом.

Мы работаем не только в гардеробе и на входе, а по всему театру. Помогаем зрителям в рассадке, знакомим гостей с историей театра и рассказываем про постановки, продаем программки и сувенирную продукцию. Еще одна наша обязанность — выносить цветы артистам на поклонах. Зрители сами не могут это сделать: перед сценой у нас оркестровая яма. Поэтому мы заранее предупреждаем гостей, что они могут отдать букеты нам или вручить их на служебном входе.

В «Геликоне» есть замечательная традиция за час до представления проводить экскурсии. Это делают сотрудники отдела выставочных работ, но нам, стюардам, оставляют возможность проявлять инициативу: особо заинтересовавшимся зрителям мы можем рассказать и показать что-то дополнительно.

Театр начинается с вешалки — это действительно так. Сюда люди приходят за эмоциями, за особой атмосферой, и, когда они на входе видят приветливых молодых людей, готовых помочь, что-то рассказать, это уже настраивает гостей на определенный лад.

Мне очень нравится атмосфера «Геликона»: наше необычное здание, сцены, люди, которые здесь работают, и, конечно, спектакли. Самые любимые — «Турандот» и «Царская невеста». С «Царской невесты» все и началось: когда я ее посмотрел, то понял, насколько опера может быть интересной и захватывающей. Мой любимый режиссер — это Дмитрий Бертман, наш бессменный худрук. Он обладает великолепной памятью и знает, наверное, всех сотрудников театра, в том числе и меня.

Из наших артистов мне очень нравятся Елена Михайленко, Лидия Светозарова, Константин Бржинский, Иван Гынгазов, Игорь Морозов, Лариса Костюк, Алексей Тихомиров... Да вообще все!

У нас прекрасный хор. Это полноценный ансамбль, который поет, танцует и выполняет актерские задачи. У нас нет миманса, и все хореографические номера выполняет хор. Попробуйте понаблюдать за артистами хора, и вы увидите, что у каждого в спектакле есть своя история, она обязательно будет прослеживаться.

Из-за пандемии очень многие не ходили в театры, были периоды, когда зал было разрешено заполнять только на 25 процентов, потом на 50, потом на 75. И сейчас, когда ограничения отменили, зрители с радостью идут за эмоциями, за искусством. Наконец мы вернулись в то время, когда у нас полный зал и особенно громкие овации. Мы все этому очень рады!

Яна Знаменская: Каждый раз открываешь для себя что-то новое

— Еще студенткой я часто ходила в Театр Табакова — и на историческую сцену на Чистых прудах, и на новую сцену на Сухаревской. На последнем курсе юридического вуза я искала подработку, которую можно было бы совмещать с учебой, написанием диплома и подготовкой к госэкзаменам. Работа в театре была идеальным вариантом. Я откликнулась на вакансию, но почему-то думала, что мне не перезвонят, была уверена, что соискателей слишком много. Когда после нескольких собеседований меня приняли на работу, я была просто счастлива.

На работу я прихожу за два часа до начала спектакля. Мы проверяем готовность зала, отмечаем в программках актуальный состав актеров, готовим терминалы для проверки билетов и нашу литературу (у нас есть прекрасные книги об истории театра и об Олеге Павловиче Табакове).

У нас так принято, что девушки работают на входе — проверяют билеты — и затем в зале. А ребята — в гардеробе. В зале мы следим за порядком, чтобы никто не снимал видео и не фотографировал во время спектакля.

Работа в зале — это огромный бонус, ведь можно посмотреть спектакль. Я замечала, что если долгое время не вижу какую-то постановку, то потом она кажется мне совершенно другой, открывается что-то новое.

К сожалению, не все спектакли нашего театра мне удалось посмотреть вживую просто в силу возраста, но я наверстала это благодаря сохранившимся записям. Из нынешнего репертуара я очень люблю спектакли «Кинастон», «Матросская тишина», «Мадонна с цветком» и «Женитьба» (последний — беспроигрышный вариант для знакомства с театром). Помню, как впервые увидела «Матросскую тишину». Она настолько тронула меня, что в конце я плакала. Кстати, как и многие зрители.

Мне крайне сложно выделить любимого актера из труппы, но не могу не отметить бесподобную игру Александра Марина в роли Хлестакова (спектакль «Ревизор» 1991 года), невероятное перевоплощение Владимира Машкова в «Матросской тишине», проникновенный взгляд Виталия Егорова в роли князя Мышкина, трогающий до глубины души, в «Идиоте».

Руслан Калимуллин: Это место не отпускает

— Я работаю в театре, а учусь на факультете информационных технологий и баз данных — это совершенно разные сферы. Но мне нравится и то и другое. В Театре Олега Табакова я работаю второй сезон, полтора года. У нас две площадки: на Малой Сухаревской площади и на Чистых прудах. Я работаю на Чистых прудах, на исторической сцене. Это не очень большой театр, но именно тем он мне и нравится: здесь теплая атмосфера, уютно.

Самый любимый спектакль на этой сцене — «Женитьба Белугина». Очень жизненная и актуальная история: человеческую доброту принимают за слабость.

Попал сюда совершенно случайно. Все началось с поисков работы: как большинству совершеннолетних молодых людей, мне не хотелось брать деньги у родителей. Вначале устроился в магазин одежды, но понял, что это не мое. Увидел вакансию театрального гардеробщика, решил попробовать. Мне здесь сразу понравилось, театральная жизнь затянула. Это место не отпускает. Бывает, к нам приходят ребята, которые раньше работали здесь.

Мы — работники гардероба — первые, кто встречает зрителей, наряду с билетерами. Мы отвечаем на вопросы по поводу спектакля: продолжительности, количества антрактов и так далее. Зрители частенько опаздывают на спектакли. С этим ничего не поделаешь, все мы люди. А вот номерки теряют редко, а если и теряют, то быстро находят, потому что у нас камерный театр и помещений не так много.

Бывают казусы. Например, после спектакля мы ждем в гардеробе, пока не уйдет последний зритель. Иногда этого последнего зрителя все нет и нет, хотя спектакль давно закончился. А потом выясняется, что он ушел без пальто. В таких случаях мы ждем еще какое-то время, а потом предупреждаем охрану, что забыли пальто, если обратятся, оно висит в гардеробе.