Травля знаменитого деятеля культуры Беларуси
Дня не проходит, чтобы мы не узнали о том, как в Беларуси арестован и посажен в тюрьму очередной участник массовых протестов 2020 года.
Лукашенко держит слово, не жалея ни женщин, ни стариков, ни подростков. Приходят за университетскими доцентами. Приходят за комментаторами в сети. На днях хотели прийти за бывшим актёром Русского драматического театра имени М.Горького Александром Ждановичем. Не успели.
Жданович – актёр особого плана. Родившись в 1964 году, Александр Викторович сыграл в Русском театре Минска огромное количество ролей, в том числе, Калигулу в одноименной пьесе Альбера Камю, который говаривал вполне применимую к сегодняшним белорусским реалиям фразу: «Наконец-то вы поняли, что для того, чтобы умереть, не обязательно провиниться».
Немного истории
Для того, чтобы сегодня лишиться в Беларуси свободы или жизни необязательно сделать хоть что-то реально значимое (например, решиться на одиночный пикет). Достаточно высказаться против репрессивного диктаторского режима Лукашенко в соцсетях — и срок в пыточной обеспечен.
Ещё в октябре 2020 года, когда стало очевидно, что белорусская революция проиграна, диктатор, потирая руки, сказал:
«А теперь мы в спокойном режиме найдем всех. Технические средства это позволяют».
Узурпатор льстит себе. Применения особых технических средств и специальных изысканий, конечно же, не требовалось. В 2020-м социальные сети белорусов пестрели аватарками с национальными бело-красно-белыми флагами и гербом «Погоня». Белорусская реальность такова, что за одно лишь это люди получают сутки и сроки, например, наклеив на свои новогодние окна снежинки белого и красного цвета. Сегодня в Беларуси это расценивается, как экстремизм.
Ну, а уж с теми, кто выходил, разговор короткий. В Беларуси идёт обработка проводившейся спецслужбами оперативно-технической съемки. Участвовавшие в протестах люди идентифицируются, увольняются с работы, в отношении них возбуждается административное производство и уголовные дела. Тех, кто не участвовал в протестах, а просто подписался за оппозиционных кандидатов, выгоняют с работы в государственных учреждениях.
Недавно мы писали о том, как белорусский министр культуры признал, что поддержка оппозиционных сил в Беларуси мгновенно превращает человека в изгоя, и более 300 человек уже были уволены из учреждений культуры, которые в белорусской диктатуре находятся на балансе государства.
Ну, как тут не вспомнить слова Николая Ивановича Бухарина, одного из идеологов переворота 1917 года, который когда-то сказал: «В революции побеждает тот, кто первый второму голову проломит».
Белорусский протест с его интеллигентским посылом был обречён ещё в августе 2020 года, когда протестующие разувались, прежде чем забраться на скамейки, а девушки в бело-красно-белых нарядах вставляли в прорези омоновских щитов цветочки.
Чем-то похожим был занят и актёр Александр Жданович
На культурном продукте Ждановича взросло не одно поколение белорусских омоновцев. Нет, конечно же, в театры они не ходили, однако, «Калыханку» (белорусский аналог передачи «Спокойной ночи, малыши!») в детстве смотрели абсолютно все белорусы. Если у нас, в России, ключевая роль в вечерней детской программе была отведена Хрюше, Филе и Каркуше, то в Беларуси передачу десятилетиями вёл Александр Жданович в образе доброго художника Сан Маляваныча.
26 сентября 2020 года, в день инаугурации Лукашенко, в «Калыханке» показали сюжет про мишку Топу, который никак не хотел уступать свой трон другим и, в конце концов, свалился с него. Выпуск этой передачи прошёл без Ждановича, но вскоре после инцидента из «Калыханки» уволили 4-х ведущих-актёров, объяснив это сменой концепции передачи. Как говорится, спасибо, что не расстреляли.
Александра Ждановича, православного христианина, волонтёра Свято-Елисаветинского монастыря, где актёр был художественным руководителем детского инклюзивного театра «Радость», задержали 8 ноября 2020 года. Актёр шёл по проспекту Победителей (одна из ключевых магистралей города, по которой на работу ежедневно ездит Александр Лукашенко) и, увидев, как омоновцы пакуют в милицейские автобусы мирных протестующих, достал из сумки деревянный крест и начал осенять им силовиков.
Невдалеке, возле ТРЦ «Галерея», один из правоохранителей орал матом на женщину. Актёр подошёл к нему, вежливо попросил не кричать и почти сразу же был задержан. 11 ноября суд отправил его на 9 суток ареста.
Арестный срок актер отбывал в городе Жодино, куда почитатели его таланта, узнав о задержании и сутках для Сан Маляваныча, направили столько писем и передач, что администрация пенитенциарного учреждения, где содержался Жданович, в итоге отказалась принимать для него посылки.
Освободившись, актёр Александр Жданович не скрывал своей гражданской позиции и активно продолжал выступать в соцсетях против фальсификации выборов в Беларуси. В мае 2021 года он был вызван к директору театра. На столе у Эдуарда Герасимовича лежали скриншоты постов актёра на Facebook.
Герасимович возглавляет театр около 40 лет, возраст его приближается к 80-летней отметке. Получивший директиву из Минкульта директор, предложил опальному актёру покинуть стены театра по соглашению сторон, что само по себе странно. Ведь ещё в 2006 году, в ходе протестов против очередной «элегантной» победы Александра Лукашенко на выборах, из театра увольняли решением худсовета.
Например, в связи с «профнепригодностью» в 2006 году был уволен актёр и режиссёр Павел Харланчук, накануне получивший гран-при на Международном детском театральном фестивале в Москве, как постановщик спектакля «Джельсомино в Стране Лгунов» (выжитый из страны Харланчук сегодня работает в Московском губернском театре Сергея Безрукова).
Александр Жданович не согласился увольняться по соглашению сторон. В итоге его уволили по ст. 47 ТК РБ (в связи с утратой доверия со стороны работодателя). Что любопытно? Закон в этой ситуации был попран с особой чудовищностью. Герасимович превзошёл себя. Статья 47 ТК РБ предусматривает увольнение «в связи с утратой доверия» лишь для определённых категорий работников. Например, для тех, кто (цитата) «непосредственно обслуживает денежные и материальные ценности». Эта статья для увольнения проворовавшегося бухгалтера, но никак не для увольнения актёра, который к денежным и материальным ценностям не имеет ровным счётом никакого отношения.
Но как говорил узурпатор Лукашенко, репрессивный аппарат которого содержится на деньги российских налогоплательщиков: «Иногда не до законов».
Вдогонку уходящему кумиру детства белорусов директор Эдуард Герасимович сообщил, что тот «перебрал с полномочиями», выражая свою гражданскую позицию в социальных сетях, и нарушил «Кодекс чести», принятый в театре.
А как обстояли дела в монастыре, где Жданович был волонтёром и художественным руководителем театра (актёрами были дети с ментальными особенностями)? Пришлось и там «завязать». Напомним, до протестов 2020 года пост главы Белорусской православной церкви занимал россиянин — митрополит Павел Пономарёв.
После 7 лет пребывания на посту он был отправлен в отставку 25 августа 2020 года, когда, увидев, как Лукашенко расправляется со своим народом, призвал диктатора остановить насилие и даже посетил демонстрантов, жертв зверских избиений в больнице.
Белорусская православная церковь приобрела нового, лояльного к власти митрополита Вениамина, при котором лицом БПЦ стала игуменья Гавриила, носившая торты силовикам и расписывавшаяся в благодарности омоновцам.
Видимо, Белорусская православная церковь вспомнила про библейский тезис «Всякая власть от Бога», которой на протяжении веков церковь оправдывает любой произвол абсолютно любой диктатуры, стращая народ Геенной огненной за неподчинение мракобесию любого режима.
Что же оставалось у легендарного белорусского актёра? То, что остаётся у безработного и непьющего лицедея – ёлки! Заработок на детских утренниках в роли деда Мороза. Куда деваться? Но и здесь не повезло. Актёром очень быстро заинтересовался Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Жданович получил повестку, обязывающую его явиться на допрос. Так сгущались тучи над человеком, любимцем всех белорусских детей, бывшим актёром Русского театра в Минске, никак не нарушившим никакой «Кодекс чести», а напротив, противопоставившим свою честь творящемуся в Беларуси (и, в том числе, в одном из центров русской культуры Минска — Национальном академическом русском драматическом театре имени М.Горького) правовому беспределу и унижающему человеческое достоинство бесчестию власть имущих.
И вот вчера стало известно, что Александр Жданович эвакуирован из Беларуси организацией, помогающей жертвам режима Александра Лукашенко, и теперь находится за пределами этой страны, где Россия старательно профинансировала очередной виток репрессий и сделала максимум для того, чтобы граждане с альтернативной позицией были обречены на медленное умирание или побег.
Когда-нибудь нам за эту помощь режиму Лукашенко будет очень стыдно. Но эти времена, похоже, наступят очень нескоро.
Такая история.