Жак Оффенбах на Острове Свободы

И вот поставленная в "Геликоне" опера-буфф "Остров Тюлипатан" – один из таких маленьких оставшихся в тени истории шедевров Жака Оффенбаха, парижская премьера которого пришлась на 1868 год между премьерами "Периколы" и "Моста вздохов" в театре, открытом самим Жаком Оффенбахом ещё в 1855 году. Время расцвета оффенбаховской оперетты – это эпоха богатства, веселья, свободы, спокойной жизни в Париже, когда деньги просто стекались туда рекой, когда открывались рестораны, театры, светские салоны, и сюжеты оперетт, которые появлялись одна за другой со скоростью выпуска современных телесериалов, писались точно так же, как нынешние сценарии, на коленке, со скоростью принтера, а степень их абсурдности лишь добавляла веселья. Сюжет оперы-буффа "Остров Тюлипатан" в этом смысле может легко переплюнуть либретто любой оперы Верди или Вагнера. Итак, король остова Тюлипатан Какатуа XXII и его верный маршал Ромбойдаль отправляются крошить врагов. В это время их жёны рожают детей. Правда, вместо ожидаемого наследника жена короля в очередной раз родила девочку и теперь выдаёт её за мальчика, а жена маршала родила мальчика, но, поскольку она не хочет для него судьбы воина, выдаёт его за девочку. И в результате вот так и растут вместе воинственная дочь маршала Гормоза и застенчивый и тихий наследник трона Алексис. Сергей Абабкин (Король Какатуа) Через двадцать лет молодые люди влюбляются друг в друга, тайна их рождения открывается, и всё заканчивается просто прекрасно. Все счастливы. Решив поставить "Остров Тюлипатан", театр "Геликон-опера", как всегда, выступил в своём любимом амплуа – спектакль-провокация. Потому что сама по себе идея поставить оперный спектакль с таким сюжетом в наше время озабоченных гендерными проблемами и крайне обидчивых широких народных масс – это и есть провокация. Но фокус в том, что этот спектакль удалось от начала и до конца поставить настолько весело и целомудренно, просто как весёлую сказку, что все эти межгендерные заморочки выглядят как пародия на барочную оперу, где женские роли исполняют мужчины и наоборот, хотя, конечно же, этого никто не имел в виду – ни постановщики, ни, тем более, сам Оффенбах. Конечно же, жанр парижской оперетты середины XIX века предполагает актуальность шуток, рассчитанных на намёки в адрес известных всем персонажей и событий. Поэтому, естественно, текст пришлось значительно переработать и это блистательно сделали Марина Скалкина, которая переписала все диалоги, и Шура Никитин, сочинивший изумительный, легко артикулируемый и легко понимаемый публикой текст для всех вокальных номеров. И сами исходные позиции либретто заметно поменялись – остров Тюлипатан стал местом, где живут свободные люди, художники в душе. Это место, которое напоминает, может быть, район Ужупис в Вильнюсе, который был объявлен государством художников или республику Фиуме, где правил поэт Габриэле д’Аннунцио, а конституция была написана в стихах. Вот на таком счастливом острове, созданном режиссёром-постановщиком Ильёй Ильиным и художником-постановщиком Ростиславом Протасовым, и происходят все события. Ксения Вязникова А дополнительный уровень стёба, фантасмагории и безбашенности во всё это прекрасное безумие внесли костюмы Ники Велегжаниновой, которая сделала их в стиле шестидесятых-семидесятых. Причём не просто в стиле того времени, а как бы слегка пародируя тогдашнее европейское кино, эстраду и журналы мод. Поэтому, когда на подпевке и подтанцовке у Ксении Вязниковой (Теодорина, жена маршала Ромбойдаля), которая невероятно органична в любом жанре и этот спектакль не исключение, работают сразу четыре Ринго Старра в костюмах кислотно-сиреневого цвета, это действительно очень смешно. В целом стилистически спектакль был ближе к мюзиклу, чем к оперетте. При том, что в отношении сценических средств постановщики были до чрезвычайности ограничены тем, что спектакль ставится в историческом зале княгини Шаховской и там по части сценической машинерии не разгуляешься. Но зато всё, что относилось к работе солистов, напоминало именно стилистику работы в мюзикле. Во-первых, сам музыкальный материал Оффенбаха не допускает никаких поблажек ни для оркестра, ни для солистов. И ансамбль "певцы-оркестр", между которыми не было визуального контакта, но был очень точный музыкальный контакт, и интенсивность чисто актёрской работы у солистов, и хореографическая составляющая (Эдвальд Смирнов) и даже актёрский универсализм – это всё составляющие скорее мюзикла, чем оперетты или оперы-буффа, как называл своё произведение сам Оффенбах. Филипп Селиванов, дирижёр-постановщик. Тут необходимо сказать несколько слов поподробнее. Во-первых, дирижёр-постановщик Филипп Селиванов выстроил стилистически точную музыкальную концепцию, которая очень аккуратно совмещала весёлый "кафешантан" и оркестровый академизм. И, кроме того, он чрезвычайно ярко открыл сам спектакль в актёрском амплуа, сначала создав интригу и выдержав достаточно большую паузу, а затем её разрешив под аплодисменты зала, поскольку никто сначала не понял, что стильный красавец в тёмных пижонских очках – это и есть дирижёр. Во-вторых, целый каскад гэгов, который, конечно же является частью жанра, это понятно. Но когда Виталий Фомин, который исполняет роль Гермозы, дочери маршала Ромбойдаля и его жены Теодорины (в действительности являющийся их сыном) берёт в руки тромбон и исполняет вполне заметного размера соло, а потом ещё догоняется на барабане хорошим брейком, переходящим в лезгинку (причём тоже совершенно замечательно), то это производит на публику совершенно неизгладимое впечатление. Виталий Фомин и Ольга Толкмит - соло на виолончели. И этого уже было бы достаточно. Но вслед за ним Ольга Толкмит, которая играет роль Алексиса, сына короля Какатуа (а в действительности дочери) берёт в руки виолончель… В сущности, из той же "госколлекции". Это было решено изумительно изящно – соло виолончели в оркестре исполнял Виктор Козодов, но Ольга Толкмит вплетала туда ноты, которые исполняла на открытых струнах, и это создавало достаточно яркую, правдоподобную и ироничную иллюзию игры на виолончели.(Это я говорю о составе спектакля 9 февраля). И, конечно же, очень хороши оба "папаши" - Ромбойдаль (Михаил Серышев) и Король Какатуа (Сергей Абабкин). Михаил Серышев (Маршал Ромбойдаль) Что и говорить – получился короткий, очень динамичный, весёлый спектакль, который не несёт в себе никаких смыслов, кроме радости, удовольствия, улыбки и восхищения артистами и прекрасной музыки Жака Оффенбаха, которая сама по себе всегда праздник!

Жак Оффенбах на Острове Свободы
© Ревизор.ru