Сергей Шаргунов: «Дело жизни писателя должно получать социальную поддержку»
Создание ассоциации практически всех, кто в России имеет отношение к литературе и книгоизданию, новые и старые стартовые площадки для творчества, злободневные аспекты законодательного обеспечения культурной политики в стране — об этом и другом «Инвест-Форсайту» дал интервью первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы РФ, член Совета при Президенте России по русскому языку, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России, лауреат премии Правительства РФ в области культуры и Национальной премии «Большая книга» Сергей Шаргунов. Первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы РФ, член Совета при Президенте России по русскому языку, председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России, лауреат премии Правительства РФ в области культуры и Национальной премии «Большая книга» Сергей Шаргунов Поддержка профессионального статуса — Уже прошло больше года, как была учреждена Ассоциация союзов писателей и издателей (АСПИ), «о необходимости которой долго говорили» и пишущие, и издающие. Как бы вы в качестве председателя этой организации оценили ее первые шаги? — Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что АСПИ — вопреки всем слухам и домыслам — не какая-то очередная бюрократическая структура. Главное для нее — поддерживать статус профессионального литератора и издателя. Если оперировать понятной терминологией трудового права, писатель должен «попасть» в трудовую книжку, неважно, какая она у него будет: старая, бумажная или электронная. Дело жизни, которое для себя выбирает пишущий человек, должно получать реальную социальную поддержку — и в этом главное содержание созданного объединения. Все вопросы, связанные с этим, безусловно, непростые, но они на данный момент в стадии разработки и решения. Ассоциация придумана не для того, чтобы кого-то учить жизни или учить писать, а чтобы помогать творческим людям, причем разных возрастов и поколений. Это касается, например, домов творчества, как бы «забытых», которые мы иногда называем творческими резиденциями. Ассоциация планирует в ближайший месяц-два провести ревизию тех из них, что могут быть работоспособными, а в ближайшей перспективе — в каждом федеральном округе иметь не менее одного такого дома. Далее, важный пункт деятельности АСПИ — прямая материальная помощь писателям. У Союза театральных деятелей данное направление давно отработано, как и у ряда других творческих союзов. А вот писатели в этом плане уже длительное время находились, что называется, на обочине. Прорабатывается вопрос и медицинской поддержки. — Поликлиники Литфонда остались? — Всё надо возрождать, по сути. Будет также налажена юридическая помощь авторам в защите своих прав и интересов — в том числе связанных с авторским правом. Помимо этого, в наших намерениях — практически заново воссоздать большой Литературный фонд России. Но я бы отметил, что все это — не только планы или просто полезные затеи. Это практика; то, подо что нам удалось добыть средства от государства и что будет осуществлено уже в 2022 году. По особенностям структуры — АСПИ учреждена 5 крупнейшими литературными организациями: Союзом писателей России, Союзом российских писателей, Союзом писателей Москвы, Союзом писателей Санкт-Петербурга и Российским книжным союзом. Ещё немаловажный момент, на который Ассоциация также делает акцент, — поездки писателей по стране, без которых в советские времена не мыслилась жизнь Союза писателей. Главное достижение, и оно выражается в самом факте появления подобной организации, состоит, на мой взгляд, в том, что нам впервые за более чем 30-летнюю историю удалось объединить в одну структуру людей, настолько различных по своим взглядам и по творческим приемам, что они раньше даже руки не подавали друг другу. И у нас в творческом совете отныне настолько же яркие, насколько разнообразные имена. — Наверняка есть молодежные проекты? — Вот буквально на ближайшие три месяца намечены слеты молодых талантов со всей страны в Москву и в том числе еще талантов школьного возраста (в феврале 2022 года) — в «Артеке». Будем поддерживать ставшие регулярными совещания молодых писателей. Не может быть цивилизационного достояния с дырами в бюджете — Печатный мартиролог с каждым годом только удлиняется: в этом печальном списке оказались «Октябрь» и «Литературная учеба», «Киносценарии». Не удержалось на рыночном плаву, несмотря на весь блеск социальной рекламы и имя академика Дмитрия Лихачева в основателях, «Наше наследие». Совсем недавно к этому ряду прибавился культовый во все прежние политические эпохи «Огонек». — Скажу без ложной скромности: и «Юность» ждала бы примерно та же участь, если бы я не пришел туда в мае 2019 года. Тут надо понимать, что каждый такой журнал — это, по сути, личная воля человека, который — случайно или неслучайно — становится у его руля. Я же вижу собственную задачу в спасении нашего цивилизационного достояния, такого, каковым, бесспорно, являются «толстые» журналы и вообще литературные издания. Мне приходилось выступать на эту тему на Президентском совете РФ по вопросам русского языка; я считаю, что Литературный фонд, который мы планируем возродить, должен в том числе взять на себя долю финансовой нагрузки в поддержке «толстых» журналов. Как минимум следует вернуться к механизму, при котором обеспечение библиотек литературной периодикой шло бы из расчета: 50% необходимых средств поступает от федерального Минкульта, а остальная половина субсидировалась бы региональными бюджетами. Ведь не сегодня замечено, что если такое издание поступает в библиотеки, оно уже выживает. В чем непреходящая до сих пор ценность для отечественной культуры литературных журналов? Это уникальный сплав жанров, это по-прежнему высокое качество редактуры, и это не музей, не нечто застывшее, а живое и постоянно развивающееся. Общаешься с 20-летними авторами и порой сам опережаешь их с вопросом: «А куда им податься?» Площадкой для первого шага и трамплином для развития писательской карьеры могут быть (как и было раньше, собственно) «толстые» журналы. Да даже для именитых мастеров они до сих пор подчас в большей цене и большем почете, чем иные новомодные издательства. К примеру, если живой классик Олег Чухонцев за год напишет два-три стихотворения, куда он быстрее их отдаст: в издательство или в журнал? — Гонорары сегодня, конечно, в таких журналах часто не то что символические — хорошо, если они вообще есть. — Согласен, проблема имеется; и мы, вне всякого сомнения, не можем на нее не реагировать. Что касается той же «Юности», то я как главный редактор сделал все, чтобы они в нее вернулись. «Юность» — для юных. Но не только — Сергей Александрович, продолжая тему «Юности», не могу не спросить: как произошла перезагрузка издания? — В своей редакционной политике мы с коллегами стараемся львиную долю публикаций отводить все же 20–30-летним. В полном соответствии с тем, как затеивал герой моей недавней книги «В погоне за вечной весной», классик отечественной литературы Валентин Катаев, когда стоял в 1955 году у основания журнала. Кстати, мне он приснился, когда я написал его биографию (еще до выхода книги): в редакции «Юности» с потолка пожал мне руку (смеется. — Прим. авт.). Но самое удивительное, что совсем скоро мне позвонили и сделали предложение возглавить журнал. В общем, приоритет отдается все-таки тем, кто является к нам, с одной стороны, из «Артека», других литературных форумов, таких как «Таврида», «Лицей». А с другой стороны — тем же молодым, но приходящим «самотеком». В то же время журнал всегда открыт и для ведущих, знаковых писателей любых поколений. Как это было и при Борисе Полевом, и при Андрее Дементьеве, и при Валерии Дудареве. Сейчас много внимания редакция уделяет критическим и эссеистическим публикациям. Полностью изменилась верстка — она стала намного ярче, чем была прежде; мы привлекли новых, по-настоящему креативных художников. Кроме того, наладили современный крутейший сайт, где выкладываем практически все наши тексты. И это только начало. Задача перед нами — превратить «Юность» в ведущий литературный журнал современной России. — Как вы относитесь к тому, что зачастую при ликвидации старого формата издания многие серьезные СМИ, «умирая» в бумаге, и в digital не переходят? — Я — однозначно за сохранение и старых, и новых версий изданий. Хотя убежден, что электронные версии бумажных журналов не всегда компенсируют в своем цифровом облике всю полноту их содержания. И лично я предпочитаю бумагу: когда читаешь тот же электронный вариант текста, порой его не дочитываешь. Писатель Сергей Шаргунов на традиционном литературном обеде Совета экспертов под председательством Михаила Бутова в демонстрационном зале ГУМа, на котором объявлены финалисты шестнадцатого сезона Национальной литературной премии «Большой книги». Григорий Сысоев / РИА Новости YouTube, TikTok и художественное слово — На телеканале «Культура» вы не только телеведущий, в последнее время уже стали едва ли не его лицом. Поэтому, думаю, вам небезразличны всевозможные «рейтингозамеры», пусть и не во всем внушающие свою достоверность, но которые практически всегда неутешительны для подвижников просветительского ТВ… — Говоря о своей работе на «Культуре», не могу не признать, что, конечно, для меня большая радость делать программу «Открытая книга». Она — фактически единственная на нынешнем федеральном телевидении, где разговор идет с современными писателями о том, что они написали. Но мне, откровенно говоря, этого мало: я бы хотел настоящей популяризации такой передачи во внетелевизионном пространстве. Тогда бы, уверен, не пришлось никому сетовать по поводу величины рейтингов. — В каких же рамках это пространство простирается? — От YouTube до TikTok. И у нас в Ассоциации все проекты, связанные с популяризацией художественного слова, на видном месте. Мы намерены сделать так, чтобы и артисты, и писатели, и просто начинающие литераторы (как раз из поколения аудитории продвинутых гаджетов) ярко и увлекательно рассказывали как о классической, так и о современной литературе. И делали бы сюжеты о литературе «подзабытой». Такой, к примеру, как «Повесть о настоящем человеке» или «Сын полка». В этом отношении социальные сети на самом деле крайне важны для литературы. Давайте признаем, что с нею в них, мягко говоря, пустовато пока… И сегодняшним студентам филфака или журфака (которых, понятно, так же как их коллег с других факультетов, не оторвешь от компьютера, в том числе от соцсетей) просто не хватает оперативной информации по литературной и книгоиздательской тематике. И она после включения ее в соцсети будет вот здесь, «под рукой» — по прямому, так сказать, профилю образования. Без «остаточного принципа» — Вопрос как зампреду думского комитета по культуре: насколько непреодолим с советских времен пресловутый «остаточный принцип» финансирования культуры? Как научиться литературе, кино, театру, музеям хоть в какой-то мере выживать самостоятельно? И всё ли дело в «несговорчивости» Минфина, ведь средства, и немалые, у государства есть, несмотря на постоянно возникающие сложности? — К сожалению, да, и сейчас отрасль ужасно недофинансируется. Но кое-что и в этих трудных условиях получается. Должен сказать, наш комитет настроен очень принципиально к т.н. оптимизации сельских и районных домов культуры, библиотек и книжных магазинов. То, что мы «пробили» для них в прошлый парламентский созыв, — это факт, а именно: придание учреждениям данной категории статуса социально значимых объектов и освобождение их от налогового бремени. В ситуации с коронавирусом также удалось им помочь — направить необходимые для выживания суммы, невзирая на все известные преграды в финансировании культуры, включая печально известный 44-й Федеральный закон. Для меня вообще работа в Государственной Думе — это наследование, скажу громко, того, что предпринимал столетие назад Владимир Короленко. Речь идет о каждодневной помощи страждущим. И я счастлив, что для сотен наших сограждан она стала результативной, а кое-кого приходилось в буквальном смысле спасать от беды. Я сочетаю депутатский запрос с оглаской хода проверок или расследований по предыдущим запросам — в том числе еще в одной своей авторской программе «Двенадцать» на телеканале «Россия 24». По законотворчеству: лично для меня как депутата важным было сделать свой вклад в корректировку ст. 282 УК РФ. К счастью, удалось ее хотя бы декриминализировать. — «Российская газета» писала, что режиссер Александр Велединский начал экранизировать ваш роман «1993». Вас как автора хоть как-то привлекают к съемкам? — Я читал режиссерский сценарий. И знаю, что уже был кастинг актеров. По времени выхода на экраны — скорее всего, он намечен на осень 2023 года, ближе к круглой годовщине тех драматичных событий в Москве. — Если можно, поделитесь: что лежит на вашем рабочем столе писателя? — Дописываю новый роман, о деталях пока говорить не буду; скажу лишь, что время действия — наши дни, а главный герой — юноша, заканчивающий школу, вступающий во взрослую жизнь. Беседовал Алексей Голяков