Новые выставки в галерее "Виктория"
Постковидный вопрос Эпидемия диктует всем не подходить друг к другу ближе чем на полтора метра. В каждой работе экспозиции "Близко. Далеко. Ближе" есть рассказ о расстоянии. - Слова в названии - это производные от расстояния, - говорит куратор выставки Сергей Братков. - Расстояние заключено в жизненном пути художника и его опыте. Оно лежит внутри каждого произведения, между замыслом и его воплощением. Расстояние важно для зрителей: для одних это 50 метров от двери до экспозиции, для других - несколько сантиметров от глаз до холста, когда они рассматривают тонкость изображенной миниатюры. Строгие границы между городами и странами, образовавшиеся за время изоляции, постепенно стираются. Анастасия Ливаднова из Москвы подготовила проект цифровой печати. Изображение представлено в виде некоего конструктора, оно плывет и становится сюрреалистическим, но при этом остается структурированным. Киевская художница Зинаида Исупова создала из металлической рулетки инсталляцию "Волжский закат", вдохновившись одной из природных ценностей Самары. При поддержке посольства Нидерландов приехал дуэт Topp&Dubio из Гааги. Их проект сочетает в себе элементы культур наших стран. Художники даже придумали собственные слова - наполовину голландские, наполовину русские, чтобы выстроить особую связь между странами. Например, в инсталляции появились таблички со словами "бесконеindigheid", где объединены русская "бесконечность" и нидерландский перевод слова oneindigheid; "приглаdiging" (приглашение/uitnodiging), "невозмоgelijk" (невозможно/onmogelijk). Частью экспозиции "Близко. Далеко. Ближе" стала работа еще двух нидерландских художников. В предыдущей выставке "Виктории", посвященной левому искусству, Чая Хертог и НирНадлер представили короткометражный фильм "Урожай". В этот раз самарские зрители могут увидеть их работу "Нация для двоих" 2012 года о пути мужчины и женщины навстречу друг другу. Тема любви и идея отсутствия перед ней преград представлена в сюрреалистической манере. Мужчина и женщина из двух отдаленных частей планеты копают подземные ходы, оставляя материальные нити везде, где бы они ни проходили. Под землей их тела становятся частью ландшафта, географические границы стираются. Иное восприятие холста - одна из особенностей, отличающих современное искусство от классического. Холст перестает быть чем-то неприкосновенным. Этот стиль нашел отражение в работах Олега Устинова . Художник из Ростова-на-Дону исследует нефигуративное искусство и в своей живописи комбинирует разные материалы. Другая особенность современного искусства - использование техник коллажирования и наслоения одних холстов на другие, что демонстрирует абстрактная работа Михаила Доляновского из Белгорода. Ответ современным нормам В пространстве Victoria Underground разместилась выставка "Долгая счастливая жизнь". Авторы работ - группа анонимных художников "Союз невозможных". Коллектив образовался в 2020 году как реакция на современную повседневность, неуверенность, травматический опыт эпидемии и изоляции.Куратором проекта стала экспериментальная арт-группа "Лаборатория", существующая в Самаре уже больше 10 лет. По словам ее участника Ильи Саморукова, главная установка "Лаборатории" - изменение или испытание устоявшихся конвенций системы современного искусства. - Если принято делать выставку со вступительным словом, то "Лаборатория" сделает ее без вступительного слова, - рассказывает Саморуков. - Если принято писать названия работ и фамилии художников, то можно попробовать не делать этого. Группе "Лаборатория" было интересно создавать такое искусство, которое вызывало бы у потенциального зрителя непривычные реакции. Недоумение - это тоже сильная реакция. Кто-то ждал от нас хеппенинги или перформансы, но в лице загадочного союза анонимных художников "Лаборатория" представила публике реалистическую живопись. Я сам смотрел на эту выставку как зритель, и она действительно похожа на жизнь. Экспозиция подчеркивает абсурдность определенных жизненных ситуаций, подменяет тревожные чувства художественными. Техника социального фотореализма, в которой работают художники, усиливает правдоподобие картин. Работы пропитаны психосоматикой, волнением и иронией. Дом, одна половина которого полностью разрушена, а другая - жилая. Пожилой мужчина в ортопедическом корсете, стоящий на коленях у окошка регистратуры. Бесконечные толпы людей, зафиксированные камерами в метро. В них теряются личности, остается только масса с едва уловимыми чертами лиц. Известный выбор между мучительной правдой реальности и блаженной ложью иллюзии обыгран художниками с помощью зажигалок, красной и синей, в руках курящего человека. Это отклик на новую реальность.