40 дней без Александры Кондратовой. Коллеги вспоминают о бывшем директоре курского театра кукол.
2013 год. На актёрском капустнике на сцену выходит «Эдита Пьеха». В роли певицы – директор театра кукол Александра Кондратова. Все отмечают артистичность и непосредственность исполнительницы. Это и не удивительно, на прошлом капустнике Кондратова представала в облике легендарной певицы Нани Брегвадзе, ещё раньше перевоплощалась в других звёзд. Хотя в детстве мечтала выходить на сцену в другой ипостаси. – Я хотела стать балериной, – рассказывала Александра Николаевна. – Собиралась поступать в хореографическое училище. Но в моём родном городе его не было, и родители не захотели отпускать меня. Но, видимо, сцена – это судьба. Больше 30 лет я служу в театре. Он стал моим вторым домом. Александра Николаевна – постоянный участник актёрских капустников. И в этом году должен был состояться очередной – в честь её юбилея. Наверняка она снова вышла бы на сцену в новом образе. Но 28 декабря её не стало – ровно за месяц до 70-летия. По нашей просьбе сегодня, накануне 40 дней после ухода Александры Кондратовой, близкие люди вспоминают, каким человеком она была. Сцена – это судьба, а театр – второй дом Александра Кондратова пришла на должность директора театра в 1987 году. А в 1994 году в театре появился режиссер Валерий Бугаёв. Благодаря этому административно-творческому тандему зрители увидели лучшие, самые хитовые спектакли. – Звание «Заслуженный работник культуры России» объясняет многое, но далеко не всё, – рассказывает Валерий Флегонтович. – Комсомольская юность Саши Кондратовой заложила фундамент веры в идеи и идеалы светлого будущего и стала тем «пламенным мотором», который двигал всеми её помыслами и поступками. Она свято верила в беспредельные человеческие (и свои в том числе!) возможности. Слово «креативность» возникло позже, но в ней это понятие креативности было заложено изначально, а театр стал площадкой, позволявшей в полной мере реализовать творческую энергию. У неё была мечта – построить в Курске новый театр кукол. Не стены, не помещение, а театр сказки, театральный дворец для детей, и не только. На этом пути пришлось пройти через многое. В отчаянных 90-х годах, да и позже, идея не находила понимания и поддержки. Но театр строился. Не снаружи, а изнутри. Поступки Александры Кондратовой иногда выглядели дерзкими и даже слегка авантюрными. Денег всегда не хватало, но она отчётливо понимала, что театру нужен репертуар для взрослых, нужны спектакли, требующие больших затрат, и тогда в афише появились «Терем» Александра Лиманова, «Маленький принц» Антуана Экзюпери, пушкинские «Цыганы», «Король умирает» Эжена Ионеско, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. И молодёжь открыла для себя театр кукол. Талантам надо помогать Известная фраза «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» стала для Александры Николаевны жизненным девизом. Она очень любила свой театр, а артистов считала своими детьми. – Я тогда только приехала в Курск. Нас, выпускников Ярославского института, меня и Сергея Рякина, пригласили на работу в Курский театр кукол, – вспоминает артистка Елена Печкуренко. – Я до сих пор храню телеграмму на имя ректора института, подписанную Александрой Николаевной. Началась интересная творческая работа: роли, спектакли. Но от бытовых проблем не уйти – их была просто уйма. Львиную их долю – прописка, ремонт, обустройство общежития, покупка мебели – взяла на себя директор. Договаривалась, спорила, куда-то звонила, и наши проблемы начинали исчезать сами собой. Наверное, почти у каждого человека, который знал Александру Кондратову, есть своя история – о том, как она помогла: делом, добрым словом. Со мной произошло именно так. Мы с супругом оба актёры – молодая и тогда ещё бездетная семья. В театре дневали и ночевали. О своём здоровье я тогда не думала: молодость. И здоровье мне этого «не простило». Я простудилась, заболела, получила осложнение. Александра Николаевна нашла самого лучшего доктора, договорилась о госпитализации. Врачи потом сказали, что ситуация была очень непростой, и мы вовремя обратились. Лечение прошло успешно, через несколько месяцев я поняла, что скоро стану мамой. Александра Николаевна всегда очень близко принимала к сердцу трудности людей своего театра: вникала в проблему, помогала её решить, всегда болела за коллектив. Я до сих пор не хочу думать, что её нет. Считаю, что просто она уехала куда-то очень далеко: звонки не проходят, и письма не напишешь. И мне все кажется, что как-нибудь в театре вдруг я её увижу: она будет спешить по коридору и спросит: «Лена, как дела. У вас всё хорошо?» Ревновала маму к театру – Жили мы неподалеку от театра кукол, и после школы я часто прибегала к маме на работу, – рассказывает дочь Александры Николаевны Анастасия. – По сути, здесь я выросла. Конечно, я была самым счастливым ребенком. Рядом – волшебный мир сказки – куклы, артисты. Репертуар я знала наизусть. Мама научила меня понимать музыку, помогла «влюбиться» в театр. Но, став подростком, именно к театру я начала маму ревновать. Хотела, чтобы она больше времени была дома, со мной. У нас всегда были очень близкие отношения – мама всегда меня понимала. Не только меня. Ее любили все мои подруги – девчонки доверяли ей свои секреты. Сейчас я удивляюсь: как ей удавалось находить с нами, подростками, общий язык. Потом поняла – она никогда никого не хотела переделать, изменить, всегда принимала человека таким, какой он есть. И всегда хотела всем помочь. А ещё она была очень современной, умела радоваться всему новому. И очень любила людей. Дом был всегда открыт для гостей. Мне всегда казалось: мама пришла в этот мир, чтобы отдать ему всё самое хорошее, поделиться своей добротой. Она уважала прошлое, людей, которые что-то сделали до нас, и стремилась в будущее! После того, как мама вышла на пенсию, я обрадовалась: наконец-то она будет отдыхать – ходить на концерты, смотреть спектакли как зритель. Но вышло совсем иначе: без своего любимого театра она очень скучала. Часто приходила в театр, ей всегда были очень рады. И, конечно, мама не пропустила ни одной премьеры, как и прежде она была самым благодарным зрителем. Подготовила Елена ГАМОВА