Иван Шишкин – мастер русского пейзажа
Будущий художник родился в городе Елабуга Вятской губернии, на территории современного Татарстана. Родом он был из купеческой семьи – отец маленького Вани торговал хлебом. В 12 лет отец отдал мальчика в казанское училище. В детстве Шишкин любил рисование, за что даже получил прозвище "мазилка". В 5-м классе Иван поступил в Московское училище живописи и ваяния, а в 24 года (в 1857 году) начал учебу в петербургской Императорской Академии художеств. Художник получил серебряную медаль за картины "Вид из окрестностей Петербурга" и "Пейзаж на Лисьем Носу". В 1858 году Шишкин отправился на Валаам, природу которого он изобразил в картинах "Вид на острове Валааме. Местность Кукко" (два сюжета с одним названием). Именно этот "диптих" в 1860 году заслужил большую золотую медаль. "Вид на острове Валаам . Kukko", 1860. Фото: ru.artsdot.com В 1860 году Шишкин и два его соученика по классу профессора Воробьева в Академии обратились в ее Совет с просьбой выдать им денежное пособие на издание их этюдов посредством литографии. Совет удовлетворил прошение и объявил молодым художникам свою признательность, а профессору Воробьеву – благодарность за успехи его учеников. Вместе с этой наградой – золотой медалью – Шишкин приобрел право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии. Вот так работа принесла юному художнику возможность впервые отправиться за рубеж – учиться рисованию. После годового путешествия по городам Европы (Мюнхен, Цюрих, Женева, Дюссельдорф) Иван получил свидетельство для занятий "ландшафтной живописью с натуры". В Петербурге художник начал преподавать, открыв класс пейзажей. Тогда же Шишкин и стал зваться "Царем леса". Он и умер в своей мастерской за работой над очередной картиной о лесе – "Лесное царство". Уникальность работ художника была в "анатомировании" природы. Он использовал разные кисти для разных элементов картины: для воды, крон деревьев, листьев, воздуха и цветов. Это помогает искусствоведам отличать его работы от множества подделок. "Вид в окрестностях Петербурга", И.И.Шишкин. Фото: infourok.ru. Популярность Шишкина была всемирной. Например, во Франции поклонники называли его офорты (гравюра на металлической поверхности) "поэмами в рисунках". В 1889 году художник пишет свою знаменитую картину "Утро в сосновом лесу" в соавторстве с Константином Савицким, чьему перу принадлежат медведи. Интересно, что изначально работу должны были дополнить зайцы. После пейзаж выкупил Павел Третьяков и стер имя второго художника. С этих пор картина экспонируется только с подписью Шишкина. Еще до революции работу использовали на обертке конфет "Мишка косолапый". В советское время много "старорежимных" визуальных символов запретили, но "мишек" не тронули – и этот дизайн сохранился по сей день. "Мишки". Фото: www.pravmir.ru Особенность Шишкина была в его восприятии природы. Он мог подолгу рассматривать, ощупывать и изучать каждый листочек или каплю росы. Художник не воспринимал свою работу как пустое копирование. Шишкин старался максимально передать все детали, сосредотачиваясь на всех своих знаниях о живом мире. И это качество его полотен делает их вечно актуальными, хотя, казалось бы, современное искусство давно уже оперирует символами и свысока относится к "копиистике".