Власти Подмосковья пробуют решить вопрос с нехваткой медиков в скорой помощи акцией «Приведи друга»
Приведи друга и получи от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. С таким предложением к медикам Подмосковья обратились власти. Все это — на фоне сильной нагрузки на систему здравоохранения: шквал звонков на горячие линии парализует работу скорой помощи. Вызовов в разы больше, чем обычно. Какова ситуация в Московской области и в других регионах?
Подмосковная акция, похоже, беспрецедентная. Допвыплаты можно будет получить за приглашение знакомых специалистов в систему здравоохранения. Средняя зарплата фельдшера в Московской области при этом, исходя из открытых источников, в районе 30-35 тысяч. Я сама знаю нескольких медиков, которые за последние два года перешли из подмосковных медучреждений в столичные. И уровень зарплат другой, и условия труда отличаются, хотя не кардинально, отмечает председатель независимого профсоюза работников скорой «Фельдшер.ру», фельдшер скорой помощи города Железнодорожного Дмитрий Беляков:
Дмитрий Беляков председатель независимого профсоюза работников скорой «Фельдшер.ру», фельдшер скорой помощи города Железнодорожного «Даже я, уже отработав почти 20 лет, после позавчерашней смены начинаю подумывать, что не стоит гробить свое здоровье в таких условиях работы. Если кратко, у нас сейчас реорганизовали службу приема вызовов таким образом, что бригады, мало того что они без заезда делают по семь-восемь вызовов с колес, так это еще происходит и за пределами своего города. И эти вызовы все более бестолковые, чем всегда. То есть люди вызывают скорую помощь многие оттого, что они не могут обратиться в поликлинику — нет поликлинической службы. И мы ездим на вызовы, такие как: «Мне надо открыть больничный», «Меня надо посмотреть...». Это как всегда было, но сейчас мы это делаем не только в своем городе Железнодорожном, допустим, но и за его пределами».
Если звонков очень много, те, у кого более серьезные проблемы, например инсульт или инфаркт, встают в приоритет. Но при такой загруженности все равно есть риск, что человек не скоро пробьется на горячую линию. Сотрудники скорой говорят: поликлиники сами часто учат больных вызывать скорые. Необоснованных вызовов было много всегда, но на фоне «омикрона» — все больше. При этом у фельдшеров часто не хватает препаратов. Понятно, что поликлиники забиты, но надо привлекать туда больше врачей на хорошие зарплаты, считает врач подмосковной скорой помощи Михаил Коневский. Он уверен, что акция «Приведи друга» в скорой не сработает:
— Люди наслышаны, как работает скорая помощь вообще по стране, чтобы идти «приведи друга» — да никто не пойдет на эти муки. Очень много вызовов, и мы в лучшем случае обедаем в 5-6 вечера. Потом с больными ездим по всему Подмосковью, чтобы госпитализировать больного с инсультом или инфарктом, приходится мотаться за 50-60 километров. О какой помощи вообще речь идет? О каком «золотом часе» («золотой час» — промежуток времени при инсульте, при оказании помощи в который у больного очень высокие шансы на максимальную реабилитацию. — BFM)? Очень много вызовов, люди кашляют пять-шесть дней, но почему-то в два-три часа ночи им хочется, чтобы их послушал врач. Многие диспетчеры даже пишут: «Вызывают послушать». Елки-палки, в восемь утра открывается поликлиника — вызывайте врача, и пусть они приходят.
— А вы не едете в два-три часа?
— Приходится ехать. Мы отрываемся от реальных вызовов, где слушать не надо, где, у меня очень часто бывает, заходишь на вызов — и ты уже слышишь ухом, что у больного реальный отек легких. Вот это уже страшная вещь.
Впрочем, чтобы вызвать врача из поликлиники, для начала надо дозвониться. А это выходит не всегда. Мы сами попробовали позвонить по столичной горячей линии. Через семь минут оператор ответил, что вызов врача временно недоступен, произошел сбой. Похоже, не впервые. А вот рассказы наших слушателей в телеграм-канале BFM news:
«Уфа. Заболел 25 января, платный ПЦР положительный. Врачи не приходят, только позвонил, и то не свой терапевт — местные терапевты все на больничном. Сказали, никто к вам не придет, и за полагающимися лекарствами нужно идти в поликлинику, заодно и послушают дыхание».
«Москва, 24 января у жены температура 39,4. Вызываем врача через единый номер 122, голосовой помощник записывает мои ответы «да» и «нет». Далее нас переключают на человека, который сообщает, что в системе сбой, просит позвонить позже. Через три часа снова общаюсь со спецами. Они, задав ряд вопросов про температуру/затрудненность дыхания, переключают на скорую. Там спрашивают: «Нужна ли вам консультация скорой?». Я отвечаю, что не нужна консультация по телефону, нужен врач дома. Все равно, скорая это или неотложка. Скорая переводит мой звонок обратно. Я попадаю на нового собеседника, причины для вызова и адрес сообщаю заново. Звонок срывается. Я снова звоню. Вызывать врача начали в 14 часов. Удалось вызвать ближе к 18 часам. В 11 утра нам позвонили из поликлиники: «Был ли вчера врач»? Узнав, что не был, сообщили, что сегодня зайдет. Врач пришел ближе к обеду. К моменту прихода врача температура упала. И правда, в 24 часа уложились».
С сегодняшнего дня москвичи с симптомами ОРВИ смогут без посещения поликлиники дистанционно проконсультироваться с терапевтом, оформить электронные рецепты и открыть больничный на неделю на портале mos.ru. Если человеку требуется именно очная консультация, например пациент маломобильный или болезнь протекает тяжело, он сможет вызвать врача по номеру 122.