"После 25 уже поздно". Журналист о поэзии и прозе жизни

Сегодня в проекте #встречисавтором журналист и поэт Николай Евенко . Слово для него не только творческий способ выразить внутренние переживания, но и работа: он создаёт телевизионные сюжеты, а также комментирует футбольные матчи. В интервью "Омск Здесь" Николай расскажет о том, как смог стать футбольным комментатором в провинции, почему был вынужден полюбить ремонт и что помогает ему справляться с жизненными и сердечными неудачами, а также порассуждает о счастье и маскулинности. В нашем видео он прочтёт свои стихотворения. - Ты начал писать стихи на первом курсе учёбы. Что подтолкнуло тебя к поэзии? - В школе я случайно наткнулся на то, как стихи Пастернака, Мандельштама и Бродского читает актёр. Это было что-то вроде вечера стихов. В качестве гранд-финала артист выдал поэму Маяковского "Люблю". И в тот момент я осознал, что стихотворение - это классный конструктор с набором смыслов. В какой-то момент попробовал сложить своё. Ну а мотивацией был юношеский максимализм, категоричность и нежелание мириться с тем, что не получается. - Работа со словом - твоя профессия. В чём ты находишь больше свободы и удовольствия: в журналистике или в поэзии? - В журналистике я не могу щеголять с авоськой ярких образов. Рискую остаться непонятым. В поэзии границ нет. Разве что могу включить внутреннего цензора, если не хочу, чтобы близкий мне человек расстроился из-за прочитанного. Хотя, как правило, "горькие" стихи просто оставляю в ящике стола. В крайнем случае, можно показать постороннему, послушать его реакцию. С удовольствием труднее. Оба ремесла дают мне силы для дальнейших свершений, но по-разному. Ведь что человек делает, когда ему паршиво? Уходит в работу. И через труд отталкивается от дна. Я бы сказал проще: журналистика - это работа и способ забыться. Поэзия - это способ осознать пережитый опыт полнее. По крайней мере, мне внутренне становится легче. - Легче в чём? От чего тебе тяжело? - Иногда приходится действовать вразрез с собственными желаниями. Не всегда ты хочешь того, что просят другие люди. И здесь, как мне кажется, есть отголосок советского воспитания. "Думай о других и уж потом о себе". Этот путь ведёт в никуда. Но мне порой трудно поставить себя на первое место. Понимаешь, что благими намерениями и компромиссами можно сделать только хуже. Но продолжаешь. Этакая ложь, которую оправдываешь тем, что пытаешься жить правильно. - А вообще, можешь назвать себя творческим человеком? - Это определять не мне. Если под этим подразумевается желание удивлять себя и других людей - да. Мне нравится переделывать реальность под себя. Когда я начинаю об этом рассуждать, один хороший человек говорит "понеслось". Поэтому определю себя как человека, у которого эйфория от возможности что-то изменить, кому-то помочь, сбросить с души груз. Вот это очень ценю, если кому-то сделал приятно. - Тебе приходилось сочинять стихи в необычных жанрах? Например, эпиграммы или застольные тосты? - Я могу баловаться. Придумать дразнилку, сочинить глупость, которую обязательно окрестят "фигня какая-то". Особенно круто, если людям нравится, но они не подают виду. Кстати, с тостами у меня большая проблема. Несмотря на то, что журналист и комментатор считается человеком "говорящим", мне торжественные слова даются с трудом. Работу и жизнь я разделяю. Снова пафос, но это два разных человека. - А что объединяет этих двух разных человек? - Надеюсь, что искренность. Вовлечённость в процесс. Хотя в случае с семейными застольями, это "из-под палки". Мне не всегда понятны локальные мемы про троюродных дядей из далёких городов. С друзьями в этом смысле проще. Обсуждаешь то, что действительно по душе. - У тебя есть хобби? Музыка, футбол, выжигание по дереву? Увлекаешься чем-то ещё, кроме поэзии? - Я люблю ремонт. Точнее, вынужден его любить. В какой-то момент до меня донесли мысль о том, что мужчине было бы неплохо уметь "чинить". Не то чтобы я не умел вкрутить лампочку или забить гвоздь. Но в последнее время хочется большего. Если что-то в доме ломается, открываю ютуб и смотрю, как это починить. Футбол и музыка - это страсти, на которые времени хватает не всегда. Парадокс, учитывая, что комментирую матчи. Иногда хочется просто сесть и посмотреть игру, не думая о работе. С музыкой иначе. В свободную минутку стараюсь взять в руки гитару. Петь громко, чтобы стало легче. - Расскажи подробнее о комментировании футбольных матчей, как ты к этому пришёл? - Эта цель появилась раньше желания рифмовать. Я всегда любил футбол. Но музыкальная школа отнимала много времени. После уроков бежал домой, забрасывал в себя что-то съестное и мчался на уроки гитары. Поэтому футбол был исключительно дворовой историей. В секции я отзанимался всего неделю. Из памятного - помощник главного тренера, который зачем-то притворялся французом по имени Чарли (почему-то с восточным акцентом), говорил, что могу быть капитаном. Но я оказался недостоин. На воскресный матч против "Нефтяника", сильной со слов одноклубников команды, я не явился, потому что побоялся, что не справлюсь с ответственностью. Но футбол остался со мной. Я пошёл в университет, нашёл друзей, и мы съездили в Казань и Екатеринбург. Привезли оттуда жуткий по качеству материал, но сумели придать ему более-менее приемлемый вид. Вообще, поездка в Казань запомнилась. Ведь если бы мы согласились пойти на сектор фанатов, где они бросали на поле фаера, то нас могла задержать полиция. Но обошлось. Повезло, что на сектор с фанатами мы не пошли. Но вообще, быть комментатором я задумал ещё в школе. На выпускном пообещал себе, что буду. Поработал журналистом в новостях, стал ведущим футбольного проекта "В центре поля", в этом году напросился комментировать трансляции матчей на ютубе. Спасибо пресс-атташе футбольного клуба "Иртыш" Диме Кунгурцеву - даёт себя проявить. А это уже стимул развиваться. Провинция, кстати, потрясный старт! Есть право на ошибку, есть возможность роста. Нужно только постараться. - Планируешь выходить на федеральный уровень в комментировании? - С этим непросто. Федеральные стандарты выше. Нужен другой уровень понимания игры и красноречие. Кроме того, считается, что если ты не проявил себя до 25, то слишком поздно. Хотя опять же есть замечательный пример комментатора Юрия Розанова, который начал карьеру в 31 и стал настоящим кумиром для многих комментаторов и любимцем болельщиков. - В твоих ответах постоянно звучат слова о том, что ты мужчина и у тебя есть мужские обязанности и задачи: поддержать, помочь, починить и т. п. Для тебя вообще важна твоя маскулинность? - Я не думаю, что есть некие требования, которым стоит соответствовать. Речь, скорее, о саморазвитии. Ведь если девушка говорит тебе, что ты горазд только на трёп, ты можешь её удивить. Она будет хихикать, но точно оценит. В моей картине мира худший мужчина тот, у которого пропала мотивация. В этом смысле я обожаю истории про легенду баскетбола Майкла Джордана. Как-то старик ЭмДжей придумал, что молодой игрок сказал ему, что уничтожит его на площадке. В итоге команда соперника с разгромом проиграла. Через несколько лет оказалось, что противник и близко не говорил ничего подобного - молодого парня просто не существовало. Такая вот мотивация и маскулинность. Я не спортсмен. Но не оставаться же без стимула к развитию. Можно стать Джорданом у кухонной плиты или под капотом машины. Хотя признаюсь, что ещё до недавнего времени я считал, что некоторые бытовые навыки ни к чему. Думал вызвать мастера - и дело с концом. Теперь хочу учиться. Рано или поздно пригодится. - Ранее ты говорил, что подарил девушкам ориентир мужчины, с которым им не быть. Объясни, что ты имел в виду? - Один мой замечательный друг однажды включил мне, скажем так, рэп, в котором хвастаются победами. И одна цитата меня покорила: "У этой девушки нету меня". Теперь это стало нашим шуточным девизом, чтобы не расстраиваться. Если кто-то из наших товарищей вдруг скажет, что какая-то дама не хочет идти с ним на свидание, мы скажем: не расстраивайся, ведь не у тебя нет этой девушки - всё ровно наоборот. Иногда дело не в тебе, каким бы клише это ни было. Мне трудно судить, каков я в отношениях. Знаю, что неидеален. Например, будучи занятым каким-то проектом или мелким бытовым делом, ухожу в него так, что до меня не достучаться. От того случаются жалобы на отсутствие внимания и романтики. В этом плане я вреден. Но, с другой стороны, забота о другом человеке - тоже романтика. В конце концов, когда вкручиваешь лампочку, она светит обоим. Когда бежишь в магазин в любую погоду и любое время дня и ночи, это не только для себя. Важно, когда тебя принимают таким, какой ты есть. И если уж меняют под себя, то незаметно для тебя самого. Эйфория без последствий. - Твоё самое яркое воспоминание из детства? - Помню, был у деда в деревне. И в один из дней он устроил нам с другом праздник. Позвал на огород печь картофель в мундире. Урожай уже был собран. На поле была только ботва, похожая на пожелтевших кальмаров. Деда чего-то рассказывал, а мы с другом ели горячую картошку. Обжигались, но продолжали балдеть. Тот момент можно назвать счастливым. - Какое событие в корне изменило твою жизнь? - Думаю, что такие события происходят постоянно. Нельзя сказать, что в какой-то определённый момент человек резко становится другим. Разве что это война, трагедия. Или напротив, спасение чьей-то жизни, рождение ребёнка. Ну да не мне об этом рассуждать. В моей картине мира переломных моментов было несколько. Было осознание того, что не все друзья навсегда. Когда твой вроде бы лучший друг бросает в твой капюшон петарду, но та не разрывается только случайно. Согласитесь, мало хорошего. Были уроки сердечные, которые показали, что любовь в 20 отличается от любви в 25. А ещё я склонен думать, что самые главные уроки впереди. И они будут непростыми. Но убеждён, что сделают каждого из нас сильнее. - Что для тебя счастье? - Это желание приходить домой. Туда, где ждут твоего возвращения. Это возможность делать чью-то жизнь лучше. И при этом понимать, что человек готов отдать в ответ столько же. Это когда вначале был страх, но потом в выборе нет сомнений. - Чего бы тебе хотелось прямо сейчас? - Не сомневаться, знать, что принимаемые решения верны, сделают лучше меня и окружающих. Даже если придётся пройти через трудности. Фото предоставлено героем публикации

"После 25 уже поздно". Журналист о поэзии и прозе жизни
© Омск Здесь