Музей-усадьба Овстуг. Воскресение.

Статью о мемориальном музее-усадьбе Тютчева хочется начать со стихов. История рода Тютчевых, хозяйственные хлопоты по обустройству усадьбы, даже биография поэта Фёдора Тютчева и жизнь членов его семьи – все это, конечно, важно. Однако что бы значило само по себе, если бы не созданные здесь строчки? Тютчевская поэзия стала "духом и буквой" Овстуга. Недаром каждая экскурсия по дому поэта сопровождается стихами. Итак. Биографы уверены, что Фёдор начал сочинять стихи в детстве – то есть в Овстуге. Одно из самых ранних, дошедших до нас — трогательное детское поздравление от десятилетнего сына папеньке Ивану Николаевичу на день рождения. …Вот что сердце мне сказало: В объятьях счастливой семьи Нежнейший муж, отец-благотворитель, Друг истинный добра и бедных покровитель, Да в мире протекут драгие дни твои! Иван Николаевич Тютчев – тот, кому потомки обязаны существованием дома-музея в Овстуге. Эти земли получил в приданое жены дед поэта Николай Андреевич Тютчев. Он построил здесь первый усадебный деревянный дом, где в 1803 году и родился будущий поэт, и Успенскую церковь в 1776 году. Успение Пресвятой Богородицы было престольным праздником семейства Тютчевых – отмечается и теперь, только уже музеем. Иван Николаевич в 1830-1840-х годах распорядился возвести новый просторный господский дом в стиле позднего классицизма и реконструировать парк. Строительство "дворянского гнезда" завершилось в 1846 году. И в этом же году батюшка скончался. Он похоронен в усадебном парке, в 1997 году на его могиле установили стильный обелиск (до которого я по сугробам не добралась). После смерти Ивана Николаевича усадьба перешла к брату поэта Николаю Тютчеву. Он владел домом и угодьями до своей кончины в 1871 году, а управление осуществляла вторая жена Фёдора – Эрнестина. Дальше дом ожидали грустные потрясения, о которых речь впереди. Главный дом усадьбы. К слову, в том же 1846 году 43-летний Фёдор Тютчев создал в родном поместье, может быть, единственное стихотворение о родине мизантропического свойства: Итак, опять увиделся я с вами, Места немилые, хоть и родные, Где мыслил я и чувствовал впервые И где теперь туманными очами, При свете вечереющего дня, Мой детский возраст смотрит на меня… О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья!.. О, как теперь без веры и участья Смотрю я на тебя, мой гость минутный, Куда как чужд ты стал в моих глазах, Как брат меньшой, умерший в пеленах… Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный Был для души моей родимым краем — Не здесь расцвел, не здесь был величаем Великий праздник молодости чудной. Ах, и не в эту землю я сложил Все, чем я жил и чем я дорожил… Биографы сходятся во мнении, что "перепад настроения" был вызван стечением обстоятельств. Тютчев тогда приехал в Овстуг во второй раз после более чем двадцатилетнего заграничного проживания. Он похоронил первую жену Элеонору. Полное имя красавицы немки было Эмилия Элеонора София Луиза Кристина Ботмер. Первым ее мужем был российский дипломат Петерсон, они растили четверых детей. Овдовев, Элеонора вышла замуж за Тютчева и родила еще троих. Любопытно, что в каждом браке, включая гражданскую жену Елену Денисьеву, Тютчев произвел на свет троих детей. Правда, двое отпрысков Денисьевой скончались в нежном возрасте. Элеонора умерла трагически. Во-первых, поздние годы брака омрачились пылким романом Фёдора с баронессой Эрнестиной Дёрнберг. Во-вторых, в 1837 году Тютчева назначили чиновником русской дипломатической миссии в столицу Сардинского королевства Турин, и этот факт стал косвенной причиной смерти его супруги. В мае 1838 года Элеонора с малолетними дочерьми отплыла к мужу, и на пароходе вспыхнул пожар, погубивший пятерых матросов. Капитан намеренно посадил судно на мель, чтобы дать пассажирам шанс добраться до берега. Элеонора Тютчева спаслась сама и спасла детей. Это удалось ей ценой неимоверного напряжения сил. После такого шока женщине надо было бы отдыхать, поправлять нервы – но она опасалась, как бы в ее отсутствие влюбчивый Тютчев не нашел себе очередной предмет, и приехала в Турин с детьми. Там вовсе не было мёдом намазано – семья русского дипломата жила так скудно, что супруге приходилось самой ходить по лавкам и рынкам и торговаться за каждую покупку. Все это окончательно подорвало ее силы. Элеонора скончалась от нервной горячки, как говорили в XIX веке. Когда жена умерла, за два часа, проведенных у ее гроба, поэт абсолютно поседел. Он чувствовал свою вину перед супругой… Но потом женился на Эрнестине Дёрнберг. Жизнь понемногу налаживалась. И тут в России скончался отец. Поэт застал не Ивана Николаевича, а его могилу. Отца он любил и глубоко почитал. Горечь от осознания разлуки с ним выплеснулась в разочарованных строках. А концовка " Ах, и не в эту землю я сложил / Все, чем я жил и чем я дорожил", вероятно, адресована Элеоноре, похороненной в Турине. Издания Ф. Тютчева. Разочарование поэта со временем прошло, и прелесть Овстуга для него вернулась. В 1852 году (по уверениям музейщиков, глядя на морозный лес из окна своего кабинета), Тютчев воспел русскую зиму в стихотворении, известном всем нам с детства: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, — Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Зимний парк в Овстуге. Отображение родной природы было "визитной карточкой" Фёдора Ивановича. В 1857 году Тютчев написал в Овстуге стихотворение, рисующее с почти документальной точностью окрестный пейзаж: Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита — А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником, — Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены — И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины… Тональность этих стихотворений совершенно иная – умиротворенная, ласковая, философская. Говорят, строки об орлином крике поставили в тупик уж не литературоведов, а биологов: орлы на Брянщине?.. Не Кавказ, чай… Потом выяснилось, что в середине XIX века фауна здешних широт была гораздо разнообразнее, и если не горные орлы, то различные их "родичи" здесь водились и неплохо себя чувствовали. Во время экскурсии. В усадьбе живо предание, что Фёдор Иванович Тютчев приезжал каждый год в усадьбу в день Успения Пресвятой Богородицы (по новому стилю – 28 августа). Так это или нет, доподлинно неизвестно, но стихотворение о роще явно написано в знойный летний день и подтверждает красивую легенду. Двумя годами ранее него в окрестностях Овстуга явилось миру знаменитое стихотворение, одно из программных у Тютчева: Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя. "Скудость" русских деревень Тютчев превратил едва ли не в предмет для национальной и духовной гордости. Это стихотворение весьма соответствует представлениям об "особом пути России". Тютчев не был замечен в чрезмерном почтении к славянофильству. Можно даже сказать, наоборот. В 1918 году Совет Народных комиссаров вынес постановление о необходимости воздвигнуть памятники в молодой республике крупнейшим деятелям русской и мировой культуры. В список было внесено имя Фёдора Тютчева. Совнарком руководствовался "классовым сознанием": объектами монументальной пропаганды могли стать либо писатели бедняцкого происхождения, либо представители иных классов, бичевавшие общественный строй царской России. Происходящий из служилого рода, основатель которого Захария Тутчев (так ранее писалась фамилия) был приближенным Дмитрия Донского, сотрудник Министерства иностранных дел и дипломат Фёдор Иванович не мог похвастаться рабоче-крестьянской кровью. Значит, его почтили как "бичевателя". Не исключено, что это стихотворение в духе "бичевания" и прочитали. Первой крупной публикацией стихов в журнале "Современник" Ф. Тютчев обязан А. Пушкину . Зато зятем Тютчева – мужем его дочери Анны – был идеолог русского славянофильства Иван Аксаков. В дни, когда я была в Овстуге, в зале на первом этаже усадебного дома действовала выставка в честь Аксаковых. С браком Ивана и Анны породнились два крупных и знатных рода, внесших большой вклад в культуру и просвещение России. В сохранении памяти о Фёдоре Ивановиче аксаковская лепта велика. Не кто иной, как Иван Сергеевич Аксаков, составил – при помощи пережившей мужа Эрнестины – и издал первую биографию поэта. Также благодаря вдове вышел в 1886 году третий сборник стихов Тютчева, составленный из текстов, не опубликованных при жизни автора. Один из них Эрнестина обнаружила спустя два года после смерти мужа: Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была — Ты, ты, мое земное провиденье!.. В ныне действующем овстугском музее эти стихи выставлены под стеклом – посмертный привет поэта его верной супруге, терпение которой было поистине христианским. Жившая в Овстуге и занимавшаяся хозяйством Эрнестина знала обо всех увлечениях Тютчева другими женщинами, в том числе – о его многолетнем романа с Лёлей Денисьевой… соученицей их дочерей по гимназии. Однако Эрнестина никогда и ни с кем не обсуждала личную жизнь своего супруга. Блюла приличия или семейную честь? Или просто так сильно его любила? В переписке она всегда называла Фёдора Любимчиком с большой буквы. По завещанию она похоронена рядом со своим Любимчиком. Однако история умалчивает, где именно Тютчев написал эти стихи. Сама же Эрнестина навсегда покинула Овстуг после смерти Тютчева. В комнате Эрнестины в Овстуге. Кстати, старшая дочь поэта Анна взяла на воспитание Фёдора, сына рано ушедшей Денисьевой. Он носил фамилию Тютчева и единственный из его детей унаследовал писчий дар отца. Однако Фёдор Фёдорович прославился не как поэт. Он стал военным, более 30 лет прослужил в армии, дошел до чинов и писал о солдатской жизни. Его книжки и сегодня можно найти в библиотеках. Скудость быта русского народа Тютчевы пытались преодолеть по мере своих возможностей. В 1871 году дочь Тютчева Мария Бирилева открыла в Овстуге школу для крестьянских детей. То была единственная школа для бедноты в Брянском уезде, в которой учились ребята из Овстуга, Брянска, Орла и Почепа и соседних деревень. До наших дней сохранился маленький школьный домик. Только он уже не школа. Картина Б. Бельтюкова изображает семью Тютчевых в Овстуге среди исторических строений. Крайний слева дом - школа. В 1871 году пожилой Тютчев в последний раз посетил родные места и совершил поездку в древнее село Вщиж в четырех верстах к западу от Овстуга, на высоком холме над Десной. Город был основан в IX столетии н.э. В середине XI века он был столицей самостоятельного Вщижского княжества, раздираемого собственными междоусобицами и "играми престолов". Но весной 1238 года Вщиж был до основания разрушен и сожжен полчищами Батыя, как полагают историки, разгневанного растянувшейся на два месяца осадой Козельска. Козельск находился в 150 верстах к северо-востоку от Вщижа. Батый продвигался на запад и очередной древнерусский город на своем пути просто стер с лица земли. Вщиж так и не восстановился в статусе города. Но село существует и поныне под тем же названием. Кровавое прошлое Вщижа было Тютчеву известно. Глядя на то, что осталось от некогда стольного града, он предавался невеселым думам: От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь… Да два-три дуба выросли на них, Раскинувшись и широко и смело. Красуются, шумят, — и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их. Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих — лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. Макет парка овстугской усадьбы. Прямо говоря, стихотворение это типично для человека, предчувствующего свою скорую кончину. Тютчев умрет через два года. А в следующем, 1872 году, уйдет из жизни в Германии его милосердная дочь Мария Бирилева. Федору Ивановичу довелось пережить многих своих детей и возлюбленных. Это не прибавляет жизненного оптимизма. Но прибавляет острых переживаний, ложащихся в основу творчества. Фёдор Тютчев – вероятно, крупнейший русский мастер философской лирики. И все же экскурсию по овстугскому дому завершают оптимистичным стихотворением Тютчева. Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса. И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них. И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живет, Не все, что здесь цвело, увянет, Не все, что было здесь, пройдет! В оригинале у стихотворения есть еще две строфы. Но музейные работники обрывают чтение на этом восклицании, на утверждении, что не все сущее тленно. Алая гостиная усадьбы. К сожалению, сама усадьба Овстуг могла бы поспорить со своим самым выдающимся уроженцем на основании собственной судьбы. Биография есть не только у людей, но и у исторических объектов. Дому выпала участь жестокая. Его погубил… собственный владелец: Иван Фёдорович Тютчев, сын поэта, член Государственного совета. В связи с женитьбой на Ольге Путяте он переехал в имение Мураново, бывшее приданым супруги. Там семья младшего Тютчева жила с 1870-х годов (включая Эрнестину). Иван Фёдорович сделал много для сохранения памяти отца. Он сберег его рукописи, книги и личные вещи. На основе всех этих раритетов в Муранове первым в стране был создан литературно-мемориальный музей Фёдора Тютчева, организацию которого одобрил в 1920 году лично Ильич. Но деятельность Ивана Тютчева в Муранове фактически "уравновесилась" тем, что он махнул рукой на Овстуг. Переселившись в Мураново, он вывез из брянской усадьбы все мало-мальски ценное и даже снял паркет. Оставшись без пригляда, дом начал разрушаться. В 1912 году художник Оскар Клевер побывал в Овстуге и зарисовал скелет дома с пустыми, без стекол, окнами, нежилыми продуваемыми комнатами и поляной перед домом – пастбищем для свиней. До массовых погромов барских усадеб оставалось пять лет, но дом уже выглядел так, будто по нему революция прокатилась. Кто-то из наследников разрешил разрушить дом на кирпич и отдать этот строительный материал на новое здание волостной управы. Якобы здание, построенное из того кирпича, цело до сих пор. А вот дом-музей пришлось восстанавливать. Как и Успенскую церковь. К ее разрушению не приложили руку ни Иван Тютчев, ни коммунисты. Храм взорвали немцы в конце Великой Отечественной войны, покидая Брянщину. Картина О. Клевера. Надо сказать и о том, что род Тютчевых прервался. У последних Тютчевых – Ивана и Фёдора – рождались одни девочки. Потому мужская линия рода пресеклась, фамилия не сохранилась. Двойные фамилии не брали. Нынешние представители семьи Тютчевых – потомки по женской линии – носят фамилию Пигарёвых. Это отпрыски Екатерины Ивановны, младшей дочери Ивана Фёдоровича, от брака с Василием Пигарёвым, секретарем великой княгини Елизаветы Федоровны, известным благотворительностью. Правнук Тютчева Кирилл Васильевич Пигарёв был одним из директоров мурановского музея. Потомки Пигарёвых живут в Москве, дружат с овстугским музеем, каждый год приезжают сюда на Успение Пресвятой Богородицы. У истоков воссоздания тютчевской усадьбы и вообще возрождения имени поэта на Брянщине стоял Владимир Данилович Гамолин. В 1955 году он приехал в Овстуг в качестве учителя литературы. В селе уже имелось новое здание школы, а построенный Марией домик сделали общежитием для педагогов. Одну из его комнат Гамолин предложил отвести под музей Тютчева. Его поддержал директор областного краеведческого музея Школьников. Работа по созданию музея началась 1 января 1954 года, когда Гамолин приступил к формированию первой экспозиции в честь Тютчева. С января 1957 года в комнате-музее стали принимать посетителей. В 1961 году брянский краеведческий музей передал Овстугу бюст поэта. Открытие бюста обставили торжественно, с присутствием официальных лиц и чтением стихов – и всем участникам мероприятие очень понравилось. Прозвучало предложение сделать праздник поэзии ежегодным. Так было положено начало овстугскому празднику поэзии, который проводится раз в год в первую субботу июня в усадебном парке. В 1963 году этот праздник посетил вышеупомянутый Кирилл Пигарёв – и оказал музею существенную помощь: прислал художницу для оформления мемориальной экспозиции и подарил 15 экспонатов, непосредственно связанных с его прадедом. В 1985 году тютчевский День поэзии получил Всесоюзный статус. До 1970 года музей ютился в одной комнате. Затем все "служебные" помещения из дома выехали, и мемориальное здание стало территорией музея. А в конце 1970-х брянские обком КПСС и облисполком совместно решили восстановить усадебный дом Тютчевых. В День поэзии 1981 года заложили первый камень в фундамент вновь возводимого дома. В 1986 году музей заработал в возрожденном здании. Ленточку перерезали 14 июня 1986 года. Во флигеле, который при поэте служил домиком для гостей, разместили администрацию музея. Флигель овстугской усадьбы. Снаружи, с улицы, барский дом выглядит таким же, как при Тютчевых. Внутренняя его планировка соответствует нуждам музея: вместо комнат обустроены тематические залы. Воспроизведены следующие зоны: Мраморный зал, напоминающий о хозяйской танцевальной комнате (ценнейший его экспонат – рояль, подаренный Тютчевым своему первому учителю Семену Раичу, а его потомками, в свою очередь, мемориальной усадьбе в 1990-х годах); Мюнхенский зал с информацией о зарубежном периоде жизни Тютчева; кабинет поэта с портретами предков, восстановленный по архивным документам; Зеленая гостиная (самая тёплая в доме, служившая для приема визитеров); Алая гостиная, где устраивались пышные приемы – заключительная в парадной анфиладе. В силу всех перипетий подлинные вещи из дома Тютчевых перемежаются с "просто" музейными экспонатами того времени. Стены Мраморного зала украшают, в числе прочего, любопытные экспонаты из наших дней. Большая картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге" изображает поэта в Летнем саду в окружении литераторов – своих современников, читающим им стихи (чистая фантазия, такого сборища никогда в реальности не было). А на картине московского художника Б.Бельтюкова Тютчев представлен в кругу семьи (со всеми детьми, кроме отпрысков Денисьевой) на фоне имения в Овстуге. В этой картине ценно то, что она воспроизводит исторический облик усадьбы, который уже разрушен. Рояль Семена Раича. Выйдя из Алой гостиной, гости поднимаются по узкой лестнице на второй этаж. Когда-то на втором этаже располагалось пять комнат. Теперь их три, и они также превращены в выставочные залы, более просторные, чем жилые помещения. Реконструированы "светелка" младшей дочери поэта Марии с несколькими ее подлинными вещами и комната Эрнестины с тем самым стихотворным посвящением на стене. Экскурсия завершается в просторном зале, где подытоживается все, что гости успели узнать. Именно тут вывешена картина Оскара Клевера с "руинами" господского дома и представлен макет парка усадьбы в историческом виде – выпускная работа студентов Брянского строительного техникума. После защиты дипломов работу подарили музею. Одна из стен является площадкой для временных выставок. Я застала экспозицию о представлении в петербургских театрах в разные годы инсценировок "Горя от ума". Экспозиции меняются примерно раз в месяц. Последняя комната. И здесь же оборудована небольшая витрина о жизни и деятельности Владимира Гамолина, Почетного гражданина Брянской области, умершего в 2003 году. Беззаветный энтузиаст, служитель просвещения, Гамолин заслуживает всяческого почитания. Его усилиями не только создан музей, но и восстановлена Успенская церковь. Дело было так. Уже в новое время Владимир Гамолин отправился в Германию, рассудив, что если немцы церковь взорвали, они должны ее и восстановить. Немецкая сторона не нашла контраргументов. В 2003 году, благодаря финансированию немецкой фирмы Knauf, церковь была восстановлена настолько точно, что теперь включена в государственный реестр ОКН РФ. Вид на Успенскую церковь из парка. Глядя на эту усадьбу, похороненную и "реанимированную", остается только снова процитировать Тютчева: "Не все, что здесь цвело, увянет, не все, что было здесь, пройдет!"

Музей-усадьба Овстуг. Воскресение.
© Ревизор.ru