Клоун, фронтовик и любимый Балбес: многогранный талант Юрия Никулина

Когда хотят подчеркнуть значимость и популярность артиста, часто прибегают к сочетанию «всенародный любимец». Фраза избита, но о таких величинах, как Юрий Никулин – иначе не скажешь. Сегодня мы отмечаем столетие этого великого актера – именно «мы», всей страной, всем бывшим СССР, потому что Никулин был, несомненно, подарком для советского и российского кинематографа, цирка и театра. Фильмы с ним мы знаем наизусть и до сих пор смеемся над забавными приключениями Труса, Балбеса и Бывалого из «Операции «Ы», с удовольствием пересматриваем «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку», улыбаемся, глядя на трогательного «старика-разбойника» Николая Сергеевича Мячикова и с ужасом наблюдаем за трагической судьбой монаха Патрикея из «Андрея Рублева». О том уровне любви и славы, который был у Никулина, любой актер мог только мечтать. Но еще больше стоило бы завидовать его душевным качествам – неизменной скромности, искренности и простоте, которые не покидали его на протяжении всей жизни.

Клоун, фронтовик и любимый Балбес: многогранный талант Юрия Никулина
© Мир24

Потомок театралов и главный школьный «клоун»

Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. Его будущую профессию словно определила сама судьба: Никулин родился в актерской семье. Его отец, Владимир Андреевич Никулин, сперва учился на юриста, но по возвращении из армии окончил курсы Политпросвета и устроился в драматический театр в Демидове. Там же он познакомился с будущей женой – актрисой Лидией Ивановной Германовой. Оба они прославились как актеры комедийного жанра.

Когда Юре исполнилось четыре года, Никулины перебрались в Москву. Владимир Андреевич устроился корреспондентом в две местные газеты и занялся сочинением реприз для театра и цирка. Отец часто брал маленького Юру с собой в цирк, и тот с малых лет влюбился в царившую там атмосферу беззаботного веселья. Именно тогда в мальчишке впервые загорелась мечта – дарить людям радость и смех.

Надо сказать, что все данные у Никулина для этого были – он был тем еще шутником и проказником. Учителя вечно жаловались родителям на «клоунское» поведение мальчика. Те сгорали со стыда, а для самого Юры это звучало как комплимент. В классе он всегда был главным шутником и заводилой, у него было много друзей. А вот с учебой дела обстояли не так успешно: дневник парня вечно был полон троек.

Нельзя сказать, что Юра был несообразительным, но его подводила память, поэтому заучивать наизусть параграфы учебников и длинные стихи было сложно. Однако это не распространялось на всевозможные забавные истории и диалоги из спектаклей, которые он с успехом разучивал, играя в местном драматическом кружке. Руководителем кружка, кстати, был его отец.

В целом, школьная жизнь Юре нравилась – особенно в первые семь лет, когда он ходил в школу №349. Она имела репутацию образцовой, туда часто приезжали известные артисты и писатели – например, Аркадий Гайдар. После седьмого класса многие Юрины одноклассники разошлись по спецшколам. Он собирался в военную – вслед за товарищем, но родители отговорили, посчитав, что у сына слишком бесшабашный характер для такого серьезного учреждения. В итоге Никулин перевелся в обычную, ничем не примечательную школу, которую он окончил в 1939 году.

«Сидит человек, а часть головы срезана начисто»: фронтовые будни

А потом была война. Точнее, две: сначала советско-финская, за ней – Великая Отечественная. Никулин ушел на фронт в ноябре 1939-го и попал в 115-й зенитно-артиллерийский полк. В период советско-финской войны его батарея охраняла воздушные подступы к Ленинграду под Сестрорецком. Весной 1941 года Юрий уже готовился к демобилизации, но вскоре Германия объявила войну Советскому Союзу, и он продолжил нести службу под Ленинградом. В 1943 году он схватил воспаление легких и был направлен в госпиталь, а после выписки, едва успев оправиться, получил контузию во время авианалета.

После очередного лечения Никулина назначили командиром отделения разведки в 72-м отдельном зенитном дивизионе под Колпино. Победу Юрий Владимирович встретил в Курляндии (западная часть Латвии), затем еще год прослужил в Восточной Пруссии и 18 мая 1946 года был демобилизован в звании старшего сержанта.

Говорить о войне Никулин не любил и героем себя никогда не считал. И все же, спустя много лет он описал те страшные годы в своей книге «Почти серьезно». Достаточно прочесть пару строк, чтобы понять: сама война как явление – безжалостное, смертоносное, всепожирающее – была ему глубоко чужда и отвратительна. И не было для него ничего страшнее, чем погубленная человеческая жизнь.

«Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики – они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно… Но первого убитого при мне человека невозможно забыть, – писал Никулин. – Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком срезало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто».

Но еще более жуткие картины рисовала перед солдатом блокада. Вот как Никулин описывает Ленинград военных лет:

«Трамваи застыли. Дома покрыты снегом с наледью. Стены все в потеках. В городе не работали канализация и водопровод. Всюду огромные сугробы. Между ними маленькие тропинки. По ним медленно, инстинктивно экономя движения, ходят люди. Все согнуты, сгорблены, многие от голода шатаются. Некоторые с трудом тащат санки с водой, дровами. Порой на санках везли трупы, завернутые в простыни. Часто трупы лежали прямо на улицах, и это никого не удивляло. Бредет человек по улице, вдруг останавливается и… падает – умер... Конечно, в Ленинграде было страшнее, чем у нас на передовой».

За доблестную службу Никулин был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Война навсегда оставила тяжелый отпечаток в его душе, но не сломила. Даже на фронте он умудрялся смешить товарищей, занимался творческой самодеятельностью, ставил спектакли и устраивал концерты. А вернувшись к мирной жизни, еще больше укрепился в своем намерении стать артистом.

«Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал»: Никулин и цирк

Сначала выбор Никулина пал на ВГИК. В комиссии оценили талант и артистичность юноши, однако финальный этап он провалил. Подвела «непрезентабельная» внешность – преподаватели сочли, что Юрий недостаточно красив для кино, а председатель комиссии, режиссер Сергей Юткевич и вовсе заявил, что у Никулина нет никаких актерских способностей.

Но тот не сдался и решил попробовать поступить в театральное. Однако ни в ГИТИС, ни в Щепкинское училище Никулина не приняли. Тогда он воспользовался советом режиссера Анатолия Эфроса, который во время прослушивания в ГИТИСе предложил ему попытать удачу в театральной студии Ногинского театра. Руководитель театра Константин Воинов разглядел в молодом человеке потенциал и взял его к себе.

Но в театре Никулин пробыл недолго. Он вспомнил о своей давней мечте – стать артистом цирка. Разноцветные огни рампы, заливистый хохот зрителей – цирковая арена влекла Юрия с детства. Без долгих размышлений он подал документы в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Сегодня этот цирк носит имя Никулина.

Мать Юрия сначала не одобряла такой выбор сына: все же, актерская профессия казалась ей более благородной (хотя, напомним, она сама в свое время была комедианткой). Однако отец полностью поддержал сына: он видел, что его артистизм, легкий характер, а главное, искреннее желание дарить людям смех, идеально подходят цирку. Да и сам Никулин не раз признавался, что клоунада для него – не просто шутки, веселое времяпрепровождение, а целая философия. «Я – клоун, – говорил он о себе. – Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых».

Впервые он вышел на манеж 25 октября 1948 года в дуэте со своим приятелем Борисом Романовым. Вместе они исполнили репризу «Натурщик и халтурщик». Первые сценки для начинающих артистов помогал писать отец Никулина. Затем Юрий стал партнером известного советского клоуна Карандаша, а позже стал выступать в паре с комедиантом и акробатом Михаилом Шуйдиным. От старших коллег Никулин набирался опыта, ездил вместе с ними на гастроли. Известность не заставила себя ждать: дуэт Никулин и Шуйдин быстро завоевал популярность у публики.

Юрий Владимирович проработал в Московском цирке порядка 50 лет, из них 30 – на сцене, еще 20 – в качестве сначала главного режиссера, а затем директора. Под его руководством цирк процветал, было построено новое современное здание. При этом Никулину постоянно приходилось совмещать работу в цирке со съемками в кино и на телевидении. Кстати, именно благодаря цирку и началась его большая актерская карьера.

«Я не могу играть милиционера – я играл жуликов!»: Никулин в кино

В багаже Юрия Никулина – около полусотни ролей. Однако сниматься он начал довольно поздно – в 37 лет. В 1958 году режиссер Александр Файнциммер разыскивал комедийного персонажа для своего фильма «Девушка с гитарой». Нужен был актер на роль незадачливого пиротехника, который по сюжету чуть не спалил магазин. Никулин с его комичным образом простофили подошел идеально. И, хотя роль была эпизодической, веселый и забавный паренек запомнился зрителям.

После этого Никулину поступило еще несколько предложений. В 1959 году он снялся в картине «Неподдающиеся» о трудной молодежи, где сыграл роль непутевого выпивохи Василия Клячкина, а через год снялся в роли Проши в фильме «Яша Топорков».

На талантливого комедианта все чаще обращали внимание – как в кино, так и в театре. В 1960 году артист познакомился с режиссером Эльдаром Рязановым. Тот предложил ему сыграть главную роль в своем новом фильме «Человек ниоткуда». Актер Игорь Ильинский, который также был задействован в картине, во время очередной беседы сделал Никулину неожиданное предложение – перейти из цирка в Малый театр. Но Никулин отказался, сославшись на возраст: «Если бы это случилось лет десять назад, то я пошел бы работать в театр с удовольствием. А начинать жить заново, когда тебе уже под сорок, – вряд ли имеет смысл».

Сняться в фильме Рязанова Никулину, впрочем, так и не довелось – из-за разногласий с киностудией съемки пришлось отложить. Зато вскоре в жизни артиста произошло куда более значимое событие, а точнее – встреча.

Как-то раз в цирк на Цветном заглянул Георгий Вицин. Выступление Никулина привело его в полнейший восторг, и на следующий же день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю. Тот как раз готовился к съемкам очередной комедии под названием «Пес Барбос и необычный кросс». Для экранизации приключений злополучных браконьеров, которые, пытаясь оглушить рыбу динамитом, вынуждены спасаться от собственной собаки, не хватало только Балбеса. Изначально эта роль отводилась Сергею Филиппову, однако тот разрывался между кино и театром, в итоге – выбрал последний.

Едва взглянув на Никулина, Гайдай тут же сказал своим ассистентам: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то, что нужно». В самом деле, Юрий Владимирович идеально подходил на эту роль. Даже гримировать его особо не пришлось – актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он забавно хлопал в большинстве сцен. Как подметил Гайдай, у Никулина и так было смешное лицо.

«Пес Барбос и необычный кросс» стал пятой короткометражкой, вошедшей в киноальманах «Совершенно серьезно». Как ни удивительно, именно эта десятиминутная лента, в которой актеры не произносят ни единого слова, сделала Никулина по-настоящему знаменитым и узнаваемым актером. С этого фильма началась история легендарной кинотроицы – Труса, Балбеса и Бывалого, роли которых отныне неизменно исполняли три любимых нами актера: Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.

После успеха «Пса Барбоса», который фактически зажил собственной жизнью и стал самой известной частью альманаха, Никулин подкинул Гайдаю идею – адаптировать под фильм один из своих цирковых номеров, который назывался «Самогонщики». Режиссеру затея понравилась, и через некоторое время сценарий был готов. «Самогонщики» вышли на экраны в 1961 и также имели огромный успех.

Интересно, что ровно в том же году Юрий Никулин снялся у Льва Кулиджанова в картине «Когда деревья были большими». Там его образ был буквально противоположен тому, что он обычно играл: Никулин исполнил роль фронтовика Кузьмы Иорданова, который во время войны потерял жену, с горя стал пить и в итоге совершенно опустился. Но однажды услышав о деревенской девушке, лишившейся родителей, он решает уехать из Москвы и стать ее отцом.

Роль в этом фильме стала для Никулина знаковой и во многом определила его дальнейшую карьеру в кино. Безусловно, его продолжали приглашать на комедийные роли, которыми он в основном и запомнился зрителю. Но в то же время в нем наконец увидели драматического актера, который может играть не только забавных недотеп, но и сложных характерных персонажей. После этого в карьере Никулина появилось немало драматических фильмов, и, пожалуй, самые трогательные, щемящие из них – про войну. Такими были картины «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука (1975), «Двадцать дней без войны» Алексея Германа (1976). Сценарий к последней, кстати, написал знаменитый поэт-фронтовик Константин Симонов. Он же уговорил Никулина сняться в этом фильме: тот поначалу отказывался, так как тема войны его очень сильно ранила. Но Симонову удалось убедить актера – в конце концов, никто не сыграет солдата лучше, чем тот, у кого война за плечами.

И все же, шестидесятые и семидесятые были для Никулина временем комедий. Один за другим на экран выходили фильмы с его участием и тут же становились золотой классикой: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «12 стульев» (1971) и др. Кстати, немногие знают, но Гайдай насилу уговорил Никулина сниматься в «Кавказской пленнице»! Прочитав сценарий, актер заявил, что описанные там ситуации слишком нереалистичны, а значит – нежизненны. Но, к счастью, режиссеру все-таки удалось переубедить Никулина, и история о похищении красавицы-студентки Нины увидела свет, и зрители вновь смогли вдоволь посмеяться над приключениями неразлучной троицы.

Образ Семена Горбункова для комедии «Бриллиантовая рука» писали специально под Никулина. Эту картину, как и другие комедии с участием Юрия Владимировича, до сих пор обожает вся страна. Кстати, многие шутки из фильма, которые в считанные секунды разлетелись на цитаты, Никулин сочинил буквально на ходу. Так, знаменитого диалога «Ты что, глухонемой что ли?» – «Да» в сценарии не было, это лишь одно из немногих спонтанных изобретений артиста.

Также нельзя не отметить роль Никулина в комедии того же Гайдая «Деловые люди», где он сыграл грабителя в новелле «Родственные души» по рассказу О. Генри, а также его участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»). И, конечно, многие по сей день любят пересматривать фильм «Ко мне, Мухтар!», где Никулин сыграл младшего лейтенанта милиции Николая Глазычева. Изначально он всеми силами отказывался от этой роли, хотя она сразу показалась ему интересной. Но Никулин был убежден: раз за ним закрепился образ преступника, пусть даже смешного и неуклюжего, играть слугу закона он никак не может. «Я же не могу играть милиционера! Я в последних двух фильмах играл жуликов!» – возражал он режиссеру Семену Туманову. Но в итоге поддался уговорам, тем более что на его кандидатуре настаивал и автор сценария Израиль Меттер.

К роли в «Мухтаре» Никулин готовился основательно. В качестве консультанта на съемки был приглашен капитан милиции Сергей Подушкин, который регулярно занимался с актером, словно тому реально предстояло служить в правоохранительных органах. Каждое утро Юрий Владимирович надевал милицейскую форму и ехал в питомник, общался там с собаками, обучался у опытных кинологов. После этого ехал в цирк на спектакли, а затем – назад в питомник. А пес по кличке Дейк, который в итоге сыграл Мухтара, до самого окончания съемок жил на квартире у Никулиных – к великой радости сына актера Максима.

В 1980-х Юрий Владимирович снимался мало. Из заметных ролей стоит выделить фильм «Чучело», где он сыграл дедушку главной героини, роль которой исполнила юная Кристина Орбакайте. Как и большинство образов, воплощенных Никулиным на экране, этот вышел очень искренним и трогательным, чем сразу полюбился зрителям.

Как и пристало любимому всеми комику, Никулин завершил свою кинокарьеру ролью в «Ералаше», снявшись в одном из эпизодов киножурнала в 1983 году. В 1990-х он отметился в качестве ведущего: с 1993 по 1997 годы Юрий Владимирович вел юмористическую передачу «Белый попугай» на канале ОРТ, а также был постоянным участником проекта Эдуарда Успенского «В нашу гавань заходили корабли».

Встретил жену благодаря лошадке-карлику

Юрий Никулин был женат лишь однажды, и это оказалась любовь на всю жизнь. С будущей женой Татьяной Покровской он познакомился в 1949 году во время цирковых репетиций. Вот как она сама вспоминала их встречу:

«Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне – очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна, сидела на прожекторе. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на «Скорой» в Склифосовского».

Татьяна чувствовала себя виноватой и стала навещать Никулина в больнице. Так между ними завязалась теплая дружба, которая очень скоро переросла в нечто большее. Уже через полгода после того случая в цирке они поженились. А 14 ноября 1956 года в семье родился сын Максим.

Татьяна, как и ее муж, впоследствии работала в цирке и снималась в кино (их с Максимом можно увидеть в «Бриллиантовой руке»). Максим после школы поступил на журфак, долго работал на радио, потом вел передачу «Утро» на телевидении. Однако после смерти отца решил продолжить его дело и с 1997 года возглавляет цирк на Цветном.

В июле 1997 года у Юрия Владимировича начались проблемы с сердцем. Врачи констатировали: нужно хирургическое вмешательство. В августе артиста прооперировали, и, хотя сама операция была не такой сложной, в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. С огромным трудом врачам все же удалось «завести» его сердце, но за то время, пока Никулин находился в коме, у него сильно пострадали основные органы – печень, почки, мозг. Борьба за жизнь всенародного любимца продолжалась больше двух недель. Но чуда не произошло: 21 августа в возрасте 75 лет Юрий Владимирович скончался.

За свою карьеру Никулину было присвоено множество почетных званий и наград: Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР и многие другие. А военных наград у актера – больше 20! Но главной наградой для него были улыбки и смех зрителей. Никулин всегда искренне считал себя счастливым человеком, даже в самые суровые периоды жизни.

«Вообще, я человек неприхотливый, мне очень мало нужно для счастья, – говорил артист. – Недавно на улице одна женщина кричала: «Какое счастье! Я купила копченой колбасы по десять рублей!» У нее на лице было настоящее счастье! И я был счастлив, глядя на нее. Вы знаете, у меня своя собственная концепция счастья. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, – на земле все будут счастливы».