Дому-музею Сергея Параджанова в Ереване – 30 лет. Он наполнен произведениями искусства, которые известный кинорежиссер создавал в течение жизни. Рисунки, скульптуры, коллажи. В них, как и в фильмах Параджанова, есть какая-то тайна. Корреспондент «МИР 24» Ирина Мкртчян убедилась.
Выставка фондовых работ Сергея Параджанова. 30 экспонатов, ровно столько лет исполнилось дому-музею кинорежиссера. Эти рисунки – «спрессованные кадры» будущих фильмов мастера. В 1973 году он жил в этой ереванской гостинице. Этот номер назван в его честь.
«Он снимал для Арменфильма новогодний фильм «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена. Но так и не успел, его арестовали по сфабрикованному делу. Мы решили дать этой комнате параджановский стиль. Конечно, его знают во всем мире, и он не нуждается в представлении, но детали точно позволят почувствовать мастера», – рассказала директор Дома-музея Сергея Параджанова Анаит Микаелян.
Фильм «Цвет граната» – визитная карточка Параджанова. Авторитетное жюри Каннского фестиваля включило его в двадцатку лучших фильмов. Здесь почти нет слов, а символы понятны любому жителю планеты. Критики называют эту ленту «художественным полотном», созданным в эпоху оттепели.
«Это «свободное дыхание» было относительным, и он сопротивлялся материалу, и в результате этого сопротивления делал великие произведения. Своеобразная эстетика, ощущение среды и умение эту среду воспроизвести особым образом, декорируя ее чудесным, волшебным способом, где символы раскрываются, и каждый может прочитать этот символ по-своему», – говорит киновед Анна Ерзнкян.
Он всегда был против советского режима, и всегда находился под прессингом властей. 15 лет ему не давали снимать. А он, чтобы выпустить творческий пар, создавал коллажи, которые позже назовут поп-артом. Его Мэрилин Монро – тихая девушка в кружевах и перьях. А Джоконда Да Винчи вообще имеет множество вариаций – тройственная, плачущая и даже с фотопортретом самого автора.
А началось все в далеком 80-ом, когда Сергей Параджанов отбывал наказание в тюрьме и увидел изображение Моны Лизы на спине у другого заключенного. Это натолкнуло его на мысль создать целый ассамбляж из 13 коллажей. Он использовал старую репродукцию Моны Лизы из журнала «Огонек», немного тесьмы, старой засвеченной пленки, мишуры и все – коллажи готовы!
Всего в доме-музее Параджанова около тысячи экспонатов. В Ереван часто приезжают именитые дизайнеры и художники, чтобы набраться идей у мастера.