Войти в почту

Строгая красота Страны гор

Искусство и ремесла, быт и природа, традиции и современность — больше 150 уникальных экспонатов, многие из которых представляются впервые. О драматургии экспозиции «Дагестан. Страна гор и мастеров» — куратор выставочного проекта Галина Андреева.

Строгая красота Страны гор
© «Это Кавказ»

Фотографическая точность…

— Первое, что мы сделали, когда готовились к выставке, внимательно осмотрели наши изобразительные фонды и архивы. Оказалось, что у нас хранится коллекция знаменитого фотохудожника Сергея Тартаковского. Он в течение десяти лет, в 80-е годы, приезжал в Дагестан и снимал ландшафты, пейзажи, ремесленные центры и мастеров, уникальные памятники каменной резьбы и прекрасные образцы древнего искусства. Его приезд в республику — идея искусствоведа Патимат Гамзатовой. Предполагалось, что итогом станет десятитомник, выпущенный на разных языках мира и посвященный Дагестану, его культуре, ремеслам. Представляете, какое это могло быть издание? Но не сложилось. Мы решили использовать этот фотографический архив в экспозиции. Работы Тартаковского очень высокого художественного качества.

… и графические линии

— Дальше мы начали смотреть, что же у нас еще хранится уникального — нигде ранее не показанного? Оказалось, что в фондах несколько десятков графических работ, исполненных тушью, фломастером, карандашом заслуженным художником России Люцианом Шитовым. В 70-е годы он отправился в творческую поездку в Дагестан и сделал эти замечательные зарисовки — моментальные впечатления. Пейзажи, люди, отдельные сценки из повседневной жизни. Очень точное ощущение Дагестана как «страны гор». Мы создаем ими контекст — показываем уникальную природу Дагестана, из которой рождается неповторимое искусство и особенность места.

Ощущение дома

— В центральной части выставки находится конструкция, созданная художником-экспозиционером Милой Введенской и передающая ощущение дома. Дома как сакли, в которой принимают гостей, где возле очага происходит жизнь, где представляются самые дорогие вещи, собранные семьей и передающиеся из поколения в поколение. И дома как — Дагестана, где живут разные народы и объединены разные ремесла. Такой центр композиции, символизирующий традиции горских народов, гостеприимство, уважение к старшим, семейный уклад.

Как устроена конструкция? Внутри это сакля — с накрытым столом, где представлены замечательные изделия балхарских гончаров. Там же видеоинсталляция, показывающая процесс приготовления пищи, праздники, свадебную церемонию. Сакля разделена на две половины — женскую и мужскую. В мужской мы показываем часть экспонатов из нашей замечательной коллекции оружия. Есть великолепные образцы XIX века, отличающиеся сложной техникой обработки металла. На условной женской половине представлены ювелирные украшения, в том числе современных художников. Самые ранние экспонаты — это XVIII век, и вплоть до актуального искусства. Это позволяет проследить традицию.

Драматургия экспозиции

— В начале экспозиции представлена большая карта Дагестана, где показаны основные центры художественных ремесел сел: Балхар, Кубачи, Испик и другие. Здесь же — фотографии Сергея Тартаковского. Часть представлена как самостоятельные художественные произведения, часть мы увеличили, и они становятся контекстом, на фоне которого представлены другие экспонаты. Есть образцы керамики из лезгинского аула Испик. Там же представлена медная посуда XVIII—XIX веков и очень интересные деревянные предметы, собранные в экспедициях этнографом Евгением Шиллингом.

Взгляд поэта

— Шиллинг вообще удивительная фигура. Он широко известен и уважаем в профессиональных кругах, но не так известен публике. Он был поэтом Серебряного века и знаком со многими деятелями того времени. В 20-е годы ушел в научную деятельность и предпринял первые экспедиции в Дагестан. Последние — самые активные его экспедиции — датированы серединой 40-х. Шиллинг провел колоссальную работу: все снимал, описывал, зарисовывал, подробно анализировал орнаменты, их связь с древними традициями. Не случайно говорят, что Дагестан — ворота цивилизаций, он связывает Евразию и Ближний Восток, Иран, Индию. Шиллинг находил эту связь в орнаментах, особенностях техники и технологии.

На выставке представлены замечательные деревянные образцы из его экспедиций: поставцы, прялки очень оригинальной и самобытной формы.

Ковер-портрет

— В первом зале представлен тканый портрет поэта Сулеймана Стальского. И это не просто дань уважения к человеку, которого называли Гомером Кавказа. В ковровой технике очень тяжело заниматься портретным жанром. Это масса оттенков, которыми нужно передать мимику, характер и выражение лица. Очень сложная техническая работа.

Между традицией и современностью

— Музей-заповедник — этнографический комплекс «Дагестанский аул», один из партнеров выставки — представлен работами современных художников. Мы показываем традиционную линию — скажем так, добротную живопись — и художников, которые работают не в совсем традиционной технике, например Арсена Кардашова. На выставке представлен его батик шестиметровой длины — дагестанская свадьба. Кстати, как монументалист Кардашов привлекался к оформлению аэропорта Пулково в Петербурге.

На выставке представлены и актуальные мастера, часто вызывающие споры вокруг своего творчества. Например, Аладдин Гарунов, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее и западных коллекциях. Выставлена его инсталляция «Вселенская молитва», в которой прослеживается момент нарушения традиционного представления о молитве, принятой в мусульманской культуре. Работа говорит о том, что в эпоху глобализма традиционные ценности неизбежно претерпевают изменения. Есть в этом некая тревога, констатация неизбежности каких-то процессов.

Резьба по камню

— Интерес представляют и инсталляции Ибрагимахалила Супьянова. Он работает с объемными объектами, плюс у него есть живописные вещи, тесно связанные с традицией каменной резьбы.

Каменную резьбу привезти было очень сложно, поэтому мы выбрали фотографии Сергея Тартаковского, запечатлевшего некоторые памятники этого искусства. В первом зале можно увидеть три таких образца, где совершенно фантастическим образом показаны особенность, сила и уникальность дагестанской культуры, в которой сосуществуют символы различных культур. Знаки, встречающиеся на воротах ассирийских храмов, — крылатые фигуры. Арабская вязь и связь с арабскими традициями. И советская символика в виде звезд, серпа и молота. Эти памятники отдают дань уважения ушедшим поколениям и передают некое сообщение в будущее. Мне кажется, что это один из эпиграфов нашей выставки — уважение к предкам, традиции и обращенность в будущее. Это очень живая культура, она открыта будущему, сохраняет традиции и развивается.

Костюмы и украшения

— Мужские и женские костюмы разных народов Дагестана предоставила из своей коллекции семья Гамадовых. Костюмы включают в себя и ювелирные украшения. Женские украшения при полном облачении весят иногда до 25 килограммов. И у нас на выставке есть несколько костюмов в полном ювелирном облачении, представляющих очень большую ценность. То же касается и мужского костюма.

Один из кинжалов из коллекции семьи Гамадовых имеет интересную историю. Нынешний его владелец был в гостях у своего друга где-то в Осетии и знакомился с его личной коллекцией оружия. Обратил внимание на один из кинжалов. Когда кинжал вынули из ножен, оказалось, что на клинке подпись его предка. Хозяин тут же подарил другу этот кинжал как память о семье. Так этот древний предмет вернулся к потомкам того, кто его изготовил, в семью Гамадовых.

Строгая красота

— Экспозиция очень сдержанна и благородна по цвету и построена на контрасте темного и светлого, с проблесками золота. Цвет спелого граната введен только в саклю, где он перекликается с ковровыми цветами. Почему? Нам кажется, что природа Дагестана очень графическая: горы, небо. Пейзаж, прекрасный своей строгостью. Нам хотелось, чтобы доминанта выставки — в его графическом, цветовом решении и драматургии — передавала именно эту строгую красоту, величие природы и искусства Дагестана.

P. S. Выставка продлится до 23 января 2022 года.