Звёзды сошлись в Екатеринбурге
А "издалека" в данном случае – это вековые масштабы. Итак, в этом году всё просвещённое человечество, а особенно то, что проживает в России, отмечает два очень важных юбилея – двухсотлетие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 130-летие со дня рождения С. С. Прокофьева. Пройти мимо этих событий довольно трудно. По крайней мере, количество упоминаний о Ф. М. Достоевском и С. С. Прокофьеве за последнее время выросло в разы. Но одни занимаются Достоевским, другие – Прокофьевым. А вот Уральская Государственная консерватория им. М. П. Мусоргского смогла объединить эти два великих имени в одном месте и в одно время. Более того, если говорить современным языком, в одном проекте, масштаб которого превосходит все самые смелые предположения. Но начну по порядку. УГК – это своего рода "место силы", культурно-образовательный центр, влияние которого заметно на всей территории России. Достаточно перечислить несколько имён из тех, с кем довелось работать в Москве – выходцев из Уральской консерватории. Это, к примеру, Е. В. Колобов, А. Б. Титель, Е. В. Бражник, А. А. Шабуров, Д. Г. Волосников. Очень большое количество моих коллег-оркестрантов также выпускники УГК или родом из Екатеринбурга – получив там базовое образование, они приехали в Москву, продолжили обучение в Московской государственной консерватории и теперь работают в лучших музыкальных театрах и оркестрах Москвы. Помимо музыкантов-инструменталистов, Уральская консерватория выпускает певцов. Ещё в 1939 году на основе оперного класса была образована кафедра оперной подготовки и такие её выпускники как, к примеру, Борис Штоколов и Юрий Гуляев, были известны каждому в Советском Союзе. С 1967 года, когда консерватория получила концертный зал, сцена которого была спроектирована таким образом, что позволяла ставить оперные спектакли (в ней была предусмотрена оркестровая яма и глубокая арьерсцена), у кафедры оперно-сценической подготовки появилась возможность ставить спектакли. Фактически это означало появление оперной студии, то есть той чрезвычайно важной вещи, которая позволяла довести процесс образования певца до естественного завершения, подготовить его практически к дальнейшей профессиональной жизни. Но процесс постановки оперного спектакля – дело достаточно дорогостоящее и в масштабы федерального финансирования учебного заведения не вписывается. Всё изменилось в 2013 году с появлением Некоммерческого фонда "Развития и поддержки Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского", благодаря которому появилась возможность привлекать субсидии в форме грантов Губернатора Свердловской области на полноценные постановки в рамках оперной студии УГК. Фонд, созданный трудами в первую очередь Л. А. Бутинского, О. Л. Залесского и Л. В Усминского, вдохнул новую жизнь и в возможности оперной студии, и в развитие образовательного процесса. Ведь благодаря получению этих грантов оперная студия за последние годы смогла поставить несколько ярких оперных спектаклей. В их числе "Севильский цирюльник" Россини (к двухсотлетию создания и премьеры оперы), который был удостоен Премии Губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области литературы и искусства". В 2018 году была поставлена опера "Франческа да Римини" С. Рахманинова (к 145-летию со дня рождения Рахманинова), и это стало первым исполнением оперы в Екатеринбурге. В следующем, 2019 году была поставлена "Сорочинская ярмарка", посвящённая 180-летию со дня рождения Мусоргского. И вот в 2021 году оперная студия в очередной раз получила губернаторский грант на постановку оперного спектакля. Причём сам этот факт был фактическим признанием высокой репутации оперной студии, заработанной ею предыдущими премьерами. И тут встал вопрос – а какой спектакль ставить, какую оперу? Павел Иванович Коблик. Да, с одной стороны я понимаю художественного руководителя оперной студии профессора П. И. Коблика – ситуация вполне очевидная, два юбилея и опера "Игрок", написанная Прокофьевым по роману Достоевского. Невероятно изящное решение! Но, с другой стороны, и Павел Иванович это прекрасно понимал – это труднейшее произведение, в первую очередь для исполнителей. Для исполнителей главных ролей, для большого количества солистов, исполняющих микроскопические, но от этого не менее сложные партии, для хора и оркестра. Недаром эта опера ставилась считанное количество раз. По крайней мере, у нас в стране "Игрок" был поставлен в 1974 году в Большом театре (вторая прокофьевская редакция оперы), в 1991 в Мариинском театре и в 2001 – первая прокофьевская редакция в Большом театре. Честно говоря, это выглядело почти как авантюра – силами оперной студии, силами студентов поставить такую чудовищно сложную оперу, которая создана на основе оригинального текста романа Достоевского, которая, помимо своей чисто музыкальной сложности, трудна чисто драматургически. П. И. Коблик предложил взять на себя музыкальное руководство спектаклем профессору кафедры, дирижёру Екатеринбургского театра оперы и балета Александру Григорьевичу Аранбицкому. "Я понимал, что это неисполнимо. Я в театре работаю дирижёром, но музыку такой сложности театр никогда не ставил". Александр Григорьевич Аранбицкий. Обычно именно после такой фразы и начинается настоящая работа. И она началась. Одной из главных особенностей всех постановок оперной студии УГК является то, что все оперные роли исполняют певцы, по возрасту соответствующие своим персонажам. Главным героям "Игрока" - Алексею, Полине, Бланш – лет двадцать с небольшим. И эти партии поют студенты консерватории Карлен Манукян (Алексей), Мария Анчугова (Полина), Бланш поёт недавняя выпускница консерватории, лауреат международного конкурса Cengioin lirica в Италии Анастасия Медведева. Более возрастные роли исполняют выпускники консерватории и П. И. Коблик предложил их исполнение тем своим бывшим ученикам, которых совершенно точно видел в этом качестве. Мария Анчугова и Карлен Манукян. Это Алексей Петров (Астлей), солист Свердловского государственного академического театра музыкальной комедииВладимир Фомин (Маркиз), солист Пермского академического театра оперы и балета, приглашенный солист музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Екатеринбургского академического театра оперы и балета Гарри Агаджанян (Генерал), Заслуженная артистка России, лауреат национальной театральной премии "Золотая маска", солистка Екатеринбургского академического театра оперы и балета Надежда Бабинцева (Бабуленька). Подводя некоторые очень предварительные итоги, можно сказать, что в рамках образовательной программы оперной студии Уральской государственной консерватории готовится культурное событие вполне всероссийского масштаба.