Лубок как утешение. Изучаем выставку «Жизнь — борьба»
В Музее русского лубка и наивного искусства открылась выставка «Жизнь — борьба». На ней представлены лубки из фондов музея, объединенные темой невзгод и неурядиц в жизни простого человека. Куратор выставки Дарья Косынкина выбрала пять потешных картинок, как еще называют лубки, с помощью которых художники XIX и XX веков говорили со своими современниками о грустных вещах, и рассказала, чем они интересны.
Что такое лубок
Свое название простые картинки, изображающие обычные бытовые сцены и дополненные незамысловатым текстом (шутливыми стишками или словами песни), получили по названию тонкого слоя древесины — луба. На нем вручную вырезали изображение, наносили черную краску и прижимали к бумаге.
Лубки появились в XVII веке и мгновенно стали очень популярны. Если в доме случался пожар, лубки выносились вместе с самыми ценными вещами. Чтобы купить один такой свиток, простому крестьянину приходилось копить. Офени — торговцы лубочными картинками, сотрудничавшие с типографиями и мастерскими, — пользовались особым почетом и уважением.
В начале XVIII века лубки превратились в средство пропаганды, они начали отчаянно высмеивать злободневные проблемы. Было выпущено специальное постановление, согласно которому каждая картинка перед продажей обязательно должна была проходить цензуру и получать соответствующую надпись на каждом экземпляре.
Картинки XVII и XVIII веков сегодня почти невозможно увидеть — они практически не сохранились, а вот более поздние работы еще встречаются.
«Лучина, лучинушка березовая!» (1875)
Лубок, иллюстрирующий народную песню «Лучина, лучинушка березовая!», — отличный пример того, как с виду веселая и жизнерадостная картинка вступала в противоречие с текстом. На первый взгляд — неизвестный художник изобразил идиллическую картинку: в теплой уютной избе прядут девушки, горит лучина, тихонечко занимается своими делами кот. О том, какой сюжет на самом деле за этим стоит, можно понять, лишь познакомившись с текстом ниже: оказывается, одна из героинь задумала адюльтер. Дело осталось за малым — перехитрить сестер мужа, чтобы они ушли спать, да дождаться тайного возлюбленного.
Прием, когда что-то нехорошее изображалось на жизнерадостный лад, носил терапевтический эффект и был очень популярен. Простому человеку, зрителю, это давало надежду на то, что все трудности в конечном счете будут преодолены. Эта мысль помогала и людям, состоящим в секретных отношениях, и супругам, подозревающим, что их обманывают.
Лубок был отпечатан на типографии Стрельцова — одной из самых известных в Москве. А вот раскрашен он, вероятно, вручную — это заметно по неопрятным контурам. Такую работу могли запросто доверить плохо видящим старикам или даже детям.
«Не велят Маше за реченьку ходить» (1894)
Во второй половине XIX века в России широкое распространение начала получать хромолитография — способ печати цветных изображений. Рисунок для каждого цвета делали на специально подготовленном отдельном камне. Затем выполняли отпечатки бумажного листа — столько раз, сколько требовало то или иное цветное изображение. Некоторые оттенки (оранжевый, зеленый) получались в результате смешения двух других красок. Таким образом, всего мастерам требовалось около 10 камней.
Грустные сюжеты получили еще более яркое и аккуратное воплощение. Лубок «Не велят Маше за реченьку ходить» из таких. Наивную деревенскую девушку Машу побили за то, что она совершила страшный проступок — без разрешения пошла на свидание. Изображение разделено на две части: первая показывает сцену наказания, а другая, занимающая основную часть композиции, — то самое свидание, ради которого девица ослушалась родителей.
Вообще художники очень любили отводить большую часть рисунка чему-то приятному, нежели наоборот. Такой подход воодушевлял и помогал проще смотреть на жизнь. Лубок «Доля бедняка» по стихотворению Ивана Сурикова сделан по тому же принципу. Мечта крестьянина, где он обедает со своей семьей за богатым столом, занимает центральную часть рисунка, оттеснив в сторону изображение реального положения дел — на самом деле семья вынуждена просить кусок хлеба.
«Сохранение здоровья» (1987)
С течением времени в лубочной культуре мало что поменялось. Лубки, выполненные в СССР, продолжили старинную традицию производства: мастера делали рисунок, а потом раскрашивали его вручную — как это было до появления хромолитографии. Многие советские художники, работавшие в этом жанре, как и их предшественники, говорили о злободневном. Оптимистичный подход к проблеме также сохранился — во многом благодаря ярким оттенкам новых красок.
Тем не менее в какой-то момент советский лубок стал очень похож на агитационный плакат: рассказывал о вреде пьянства, пропагандировал здоровый образ жизни. Например, сохранился лубок, сделанный в 1987 году художницей Ларисой Леховой. Она вдохновлялась шутливыми стихами известного поэта Николая Заболоцкого — их можно прочитать на рисунке:
Если человек невиден,
Худ и бледен, — очень просто!
Не сиди на стуле, сидень,
Выходи гулять на воздух…
От того, детина, вянешь,
Что в квартире воздух тяжкий…
«Народ по талонам живет…» (1989)
На заре перестройки встречались картинки, которые были совершенно не похожи на лубки в привычном их виде — однако они ими являлись. Например, в 1989 году художник Геннадий Александров решил обратиться к одной из самой актуальных на тот момент тем, выбрав для нее неожиданное воплощение. Вместо жизнелюбивого рисунка, выполненного яркими красками, мы видим простой черно-белый. А сюжет об очереди, состоящей в основном из пожилых людей, наводит только печаль. Никакого решения проблемы или светлой мечты автор не дает.
«Черный ворон» (1992)
Заслуженный художник России Людмила Улыбина создала лубок «Черный ворон» по всем канонам: яркий рисунок, внешне — никакой грусти. При этом в его основе одна из самых печальных песен.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на картинку, — ворон, вьющийся над затаившимся в траве молодцем, гораздо больше его по размеру. Это сознательная игра с масштабом. Такой прием художники использовали издревле, когда хотели показать большую значимость того или иного зверя или птицы — например, изображали гигантскую курицу-кормилицу и рядом крошечного человека. Ворон считался вестником неотвратимой смерти, он олицетворял собой ту важную силу, которую невозможно побороть — этим можно объяснить его размеры на этой работе.
Улыбина создала целую лубочную серию, в которой обратилась к вечным проблемам. И конечно, несмотря на яркость и веселость картинок, здесь встречаются совсем не забавные сюжеты. Например, о простом мужичке, который за много лет работы смог нажить только козу, корову да гуся, или о пастушке, повстречавшей в лесу свирепого медведя.